

РИА «Новости» сообщает в заявлении представителя МИДа Марии Захаровой, сделанном ей в Telegram-канале:

Почему Захарова считает, что не существует других аргументов в пользу санкций, кроме тезиса о нелегитимности так называемых референдумов, проведенных на оккупированных территориях без независимых наблюдателей, объяснить трудно. Факт военной агрессии против соседнего государства — не менее весомое основание.
Что же касается перспектив отделения тех или иных провинций от Канады, этот вопрос стоит рассмотреть несколько подробнее. Захарова ссылается на статью в канадской газете National Post о ситуации, сложившейся в провинции Альберта. Газета рассказывает, что по законам Альберты для назначения референдума достаточно собрать 10% подписей граждан, голосовавших на последних провинциальных выборах (сейчас это около 177 700 подписей). Но есть ограничение: вопрос, выносимый на референдум, не может противоречить Конституции.
Избирательная комиссия провинции получила предложение о референдуме с формулировкой вопроса «Согласны ли вы с тем, что провинция Альберта станет суверенным государством и перестанет быть провинцией в составе Канады?». Так как это вступает в противоречие с Конституцией Канады, комиссия передала вопрос на рассмотрение суда. Но премьер-министр Даниэль Смит и министр юстиции Микки Эмери назвали решение комиссии «несправедливой бюрократической волокитой, мешающей жителям Альберты высказывать свое мнение по важным политическим вопросам». Комиссия отозвать свое обращение в суд отказалась.
Параллельно создана группа подготовки референдума с вопросом «Согласны ли вы с тем, что Альберта должна остаться в составе Канады?». Эта формулировка Конституции не противоречит. Если этой группе удастся собрать подписи до завершения судебного процесса по обращению избиркома, референдум пройдет именно с этой формулировкой. Двух референдумов на одну и ту же тему в Альберте быть не может.
Какие же шансы у сепаратистов на этом референдуме? Судя по сообщению канадской телекомпании CBC, они не очень велики, а роста сепаратистских настроений по сравнению с 2020 годом практически нет.

В 2021 году уровень сепаратистских настроений несколько снизился, сейчас же вернулся к значениям 2020 года. А ответы на вопрос «К чему вы чувствуете большую привязанность: к Альберте или к Канаде?» показывают, что привязанность к Канаде выросла.

В провинции Манитоба, согласно проведенному в конце мая-начале июня опросу Probe Research, за то, чтобы оставаться в составе Канады, выступают 70%.

В Саскачеване опрос проводили только среди избирателей той или иной партии. Среди сторонников правящей Саскачеванской партии, по информации газеты Regina Leader-Post, за отделение от Канады выступают 40%. Избиратели же крупнейшей оппозиционной Новой демократической партии в большинстве своем (94% против 6%) за то, чтобы оставаться в Канаде. Это значительная часть населения провинции: правящую партию, по данным агрегатора опросов 338 Canada, поддерживают 52%, Новую демократическую — 40%.
О сепаратистских настроениях в Квебеке Захарова предпочитает просто «не говорить» — как о чем-то само собой разумеющемся. Но тот же агрегатор 338 Canada показывает такую картину:

Так что франкофоны, «чувствующие себя в либеральном англосаксонском аду Оттавы все более неуютно», — очевидная фантазия Захаровой: роста сепаратистских настроений практически нет.
По поводу остальных претензий Захаровой к Канаде отметим, что никакой легализации героина в стране нет. Одна из ее провинций — Британская Колумбия — лишь декриминализовала хранение небольших доз для личного употребления. Торговля наркотиками по-прежнему считается преступлением, как и перевозка их в другие регионы Канады. Легально приобрести героин в Британской Колумбии невозможно, а на декриминализацию решили пойти, чтобы наркозависимые могли обращаться за поддержкой и лечением, не опасаясь наказания за то, что они делали в прошлом.
«Гомосекcуального спорта», разумеется, нет и быть не может. Захарова имеет в виду принятое в 2022 году решение канадской федерации фигурного катания: в определении понятия «дуэт» в парном катании и танцах на льду больше не упоминается пол спортсменов, то есть теоретически возможно участие в соревнованиях однополых пар. Так как в международных правилах изменений не произошло, выступать такие пары могут только на внутренних соревнованиях в Канаде. Олимпийская чемпионка в танцах на льду Татьяна Навка по этому поводу заявила: «Если акробатические элементы будут зрелищными и интересными и не выйдут за рамки допустимого, то почему бы и нет?» А трехкратная олимпийская чемпионка в парном катании Ирина Роднина отметила: «Почему я должна быть против однополых пар? Это однополые пары, а не браки — не путайте». Об участии однополых пар в соревнованиях с тех пор ничего не слышно, а вот закончившие карьеру в большом спорте олимпийские чемпионки француженка Габриэлла Пападакис и канадка Мэдисон Хаббелл в 2025 году объединились в пару и показали свой номер в одном из ледовых шоу.