На заседании Госдумы ее председатель Вячеслав Володин прокомментировал принятый сразу во втором и третьем чтениях законопроект, запрещающий лицам, признанным «иностранными агентами», баллотироваться на выборах всех уровней:
«Очень гуманный, демократичный и либеральный законопроект. Давно порядок надо в этой сфере было наводить, ведь вдумайтесь, даже сегодня депутатами разного уровня являются 10 иностранных агентов, должности занимают. При этом их не лишают автоматически полномочий, а дают сто восемьдесят дней для того, чтобы они вышли из этого статуса. Основа принятия решения о признании человека иностранным агентом получение денег из-за рубежа, финансирование зарубежное. Нам надо думать о стране, нам надо ее защищать. Об этом речь идет. И поправки направлены именно на решение этой задачи».
В действительности зарубежное финансирование — далеко не единственное основание для того, чтобы человека объявили «иноагентом». В статье 1 закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (№ 255-ФЗ) сказано:
«Для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона».
Статья 4 уточняет:
«Под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей».
Особенно оговаривается:
«… распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети „Интернет”), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов».
«Иностранное влияние» в статье 2 определяется так:
«1. Под иностранным влиянием, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
2. Под поддержкой, указанной в части 1 настоящей статьи, понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах».
Особенно важна формулировка о «помощи в иных формах»: нигде не расшифровывается, что это за формы, а это дает властям объявить «иноагентом» практически любого, тем более что в список «иностранных источников» в статье 3 закона включены даже международные организации, лица без гражданства и лица, находящиеся под влиянием (см. выше) «иностранных источников».
Так что Володин лжет, когда говорит об иностранном финансировании как основе принятия решения о причислении лица к «иноагентам»: ныне действующая редакция закона не требует наличия такого финансирования, достаточно будет весьма расширительно трактуемого «влияния».
Теперь рассмотрим тот самый «гуманный, демократичный и либеральный» момент, которым Володин так гордится: предоставление депутатам-«иноагентам» срока в 180 дней на прекращение этого статуса. Статья 8 закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» перечисляет основания для исключения физического лица из реестра «иноагентов»: это смерть физического лица или решение уполномоченного органа, если тот, проведя внеплановую проверку, установит, что лицо в течение года не получало от «иностранных источников» материальной или иной помощи и (или) не осуществляло упомянутой в законе деятельности (напомним, что под определение такой деятельности подпадает любой пост или комментарий в соцсети или, скажем, размещенное в интернете объявление о продаже какого-либо имущества или желании снять жилье).
То есть депутат-«иноагент», чтобы сохранить свой пост, должен доказать, что в течение года не получал никакой помощи (материальной или любой другой) от «иностранных источников» или лиц, находящихся под их «влиянием», причем последние сами не обязательно должны быть признаны «иноагентами». То есть депутат может и не знать, что человек, в чем-то ему помогший, хотя бы чисто технически, — «иностранный источник». Очевидно, что эти требования практически невыполнимы, хотя государство, разумеется, может ради демонстрации «гуманности и демократичности» нового закона позволить себе исключить кого-то из реестра.