РИА «Новости» опубликовало материал под заголовком «Костин заявил о крупнейшем с 2008 года банковском кризисе в США», где говорится:
«В США разворачивается крупнейший с 2008 года банковский кризис, проблемы распространяются и на Европу, заявил глава ВТБ Андрей Костин на встрече с президентом России Владимиром Путиным.
„Вы смотрите, что происходит сейчас в Соединенных Штатах: фактически крупнейший финансовый банковский кризис с 2008 года, и он уже распространяется на Европу”, — сказал он.
По словам банкира, санкции против России разрушили систему мировой торговли и привели к росту инфляции, а „попытки Запада решать это стандартными способами привели к обесцениванию банковских активов”.
„В итоге мы имеем то, что имеем. Но наш банковский сектор чувствует себя надежно. Я не думаю, что будут какие-то проблемы”, — резюмировал Костин».
Как указывает финансовый аналитик CNN Николь Гудкайнд, по формальным признакам банковский кризис 2023 года в США был даже крупнее кризиса 2008 года: совокупные активы трех обанкротившихся банков составили $559 млрд, а активы 25 банков, обанкротившихся в 2008 году, — $523 млрд. Но это не оказало существенного негативного влияния на экономическую ситуацию в стране. Аналитики российской инвестиционной компании «БКС Мир Инвестиций» в конце июня отмечали:
«Близится середина 2023 года, а фондовый рынок (S&P 500) может показать самую впечатляющую динамику первого полугодия с 2019 года. <…>
На середину июня 2023 г. рост S&P 500 (с учетом дивидендов) с начала года составил 15.8%, без дивидендов — 14.8%. Совокупная доходность Dow Jones Industrial Average — 4.6%, Nasdaq Composite — 31.4%. <…>
А что было в те годы, когда рост рынка в первом полугодии составлял не менее 10%? Мы насчитали 15 таких лет: в средним капитализация по итогам каждого из них увеличилась на 23.3%. Рынок обычно не только сохранял прирост, но за второе полугодие добавлял дополнительные 750 б. п. к доходности. <…> Если в этом году рецессия обойдет стороной США и мировые экономики, и если исключить вероятность „черных лебедей”, то прогноз по рынку на 2023 год остается позитивным».
Утверждение Костина о том, что банковский кризис в США продолжает разворачиваться, по меньшей мере спорно. В конце марта исследователи из Северо-Западного, Колубмийского и Стэнфордского университетов, а также Университета Южной Калифорнии, пришли к выводу, что под угрозой находятся около 200 банков. Но последний на текущий момент крах банка произошел 1 мая, когда проблемный First Republic Bank, акции которого упали в цене на 97%, был куплен крупнейшим банком страны JPMorgan Chase. Гендиректор последнего Джейми Даймон тогда отметил, что экстренное вмешательство его компании положило конец немедленным потрясениям банковского кризиса. С тех пор сообщений об угрожающем положении какого-либо американского банка не было. Впрочем, некоторые аналитики, такие как та же Николь Гудкайнд, в конце мая опубликовавшая статью «Банковский кризис затих, но не кончился», считают, что сохраняется определенная опасность для небольших региональных банков; исследование Совета управляющих Федеральной резервной системы показало, что произошло «беспрецедентное бегство депозитов из региональных банков в крупные банки».
Крупнейшим из потерпевших крах банков был First Republic Bank, занимавший 14-е место в стране по размеру активов. Признаков какой-либо угрозы для более крупных банков не видно.
Основные причины кризиса, вопреки утверждению Костина, не имеют ничего общего с санкциями в отношении России. Причиной проблем у пострадавших банков стало повышение ставки рефинансирования, из-за чего национальные облигации, в которые многие банки вложили средства во время пандемии, когда ставка держалась на крайне низком уровне, перестали приносить доход. В свою очередь, ставку рефинансирования пришлось повысить для противодействия инфляции, вызванной политикой стимулирования экономики во время пандемии: администрация Дональда Трампа в 2020 году накачивала экономику необеспеченными долларами.
Свою роль в ухудшении положения некоторых банков сыграл и лопнувший «пузырь» на рынке криптовалют; это стало основной причиной краха Signature Bank, вложившего в криптовалюты значительные средства.
Санкции же в отношении России не оказали сколько-нибудь существенного влияния на экономическую ситуацию в США, так как объем торговли между двумя странами был невелик: в 2021 году он составлял $34,4 млрд при общем объеме американского экспорта в $2,55 трлн. В первые месяцы после нападения России на Украину резко подорожали энергоносители, но это было только выгодно США как одному из крупнейших в мире экспортеров нефти и нефтепродуктов.