Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.13
  • EUR98.71
  • OIL89.37
Поддержите нас English
  • 1788
Антифейк

Рогозин заявил, что надежность ракет "Союз" выше 99%. Вот почему это неправда

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин оценил надежность российской ракеты «Союз» более чем в 99%.

«Коэффициент надежности техники равен, скажем, 99 — и за запятой какие-то там еще проценты. Эти проценты — те случаи, которые рано или поздно происходят», — заявил Рогозин, выступая в эфире программы «Москва. Кремль. Путин».

Однако глава «Роскосмоса» сумел заметить, что в череде удачных запусков ракеты «Союз» все же случались аварии. «То есть рано или поздно это могло произойти. Человеческий фактор или сбой техники, но, так или иначе, это произошло», — пояснил Рогозин причины проблем в российской космической отрасли.

В действительности же, согласно статистике «Роскосмоса», с 28 ноября 1966 года по 14 октября 1976 года первая модификация этой советской ракеты-носителя запускалась 32 раза, успешными были признаны 30 пусков. То есть доля успешных запусков составила 93,75%. По тем же данным «Роскосмоса», современные ракеты из семейства «Союз» в период 2000–2019 годов запускались 175 раз. При этом аварией завершились 8 из этих попыток, что составляет 4,57%, а не <1%, как заявляет Рогозин.

The Insider вспоминает аварии ракет-носителей семейства «Союз», произошедшие с начала века.

15 октября 2002 года неудачей завершился запуск с космодрома Плесецк ракеты-носителя «Союз-У», на борту которого находился исследовательский аппарат «Фотон-М». На 21-й секунде полета произошло аварийное отключение двигателей первой ступени ракеты, в результате носитель вместе с космическим аппаратом упали в 300 м от стартовой площадки. Один человек погиб, восемь получили ранения. Причиной аварии назвали попадание постороннего предмета в трубопровод двигателя.

24 августа 2011 года аварией завершился запуск с космодрома Байконур ракеты-носителя «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-12М». На 325-й секунде полета произошло аварийное отключение двигателя третьей ступени ракеты. Обломки космических аппаратов упали на территории Алтайского края, никто не пострадал. Корабль должен был доставить на МКС более 2,5 т различных грузов. Причиной аварии назвали засорение тракта подачи горючего.

23 декабря 2011 года аварией завершился запуск с Плесецка ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и спутником связи «Меридиан». На 421-й секунде полета отказал двигатель третьей ступени носителя, в результате космические аппараты упали в Новосибирской области. Обломком ракеты пробило крышу жилого дома в поселке Вагайцево, никто не пострадал. Официально причины аварии объявлены не были.

28 апреля 2015 года аварийно стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а» с грузовым космическим кораблем «Прогресс М-27М» с космодрома Байконур. Носитель не смог вывести корабль на расчетную орбиту, и 8 мая он неуправляемо сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях атмосферы. Фрагменты корабля упали на 900 км западнее Маркизских островов в воды Тихого океана. Причиной назвали нештатное разделение третьей ступени «Союза» с «Прогрессом» из-за разгерметизации баков носителя с окислителем и горючим. Комиссия, расследовавшая ЧП, пришла к выводу, что к этому привели недостатки конструкции по совместному использованию ракеты и корабля.

5 декабря 2015 года аварией закончился старт ракеты «Союз-2.1в» с блоком выведения «Волга» и двумя военными спутниками «Космос-2511» и «Космос-2512» с космодрома Плесецк. Аппарат «Космос-2511» не смог отделиться от разгонного блока ракеты (отделение «Космоса-2512» прошло успешно). 8 декабря «Космос-2511» в связке с «Волгой» сошел с орбиты, его обломки сгорели в плотных слоях атмосферы над Атлантикой. Согласно расследованию ЧП, аппарат был потерян из-за несрабатывания одного из четырех замков, удерживавших его на «Волге». Систему разделения для спутника изготовило омское ПО «Полет».

1 декабря 2016 года аварией завершился запуск с Байконура ракеты «Союз-У» с кораблем «Прогресс МС-04», который должен был доставить на МКС около 2,5 т грузов. Во время работы третьей ступени ракеты на 383-й секунде полета на Землю перестала поступать телеметрическая информация. В результате на высоте около 190 км космический аппарат был утерян. Большинство обломков сгорели в плотных слоях атмосферы, часть фрагментов упала на 100 км западнее города Кызыла, никто не пострадал. Официальной причиной аварии стало «нештатное механическое разделение» третьей ступени ракеты и корабля. У третьей ступени «Союза» разрушился бак окислителя из-за возгорания одного из насосов двигателя РД-0110, который изготовил Воронежский механический завод. Причиной назвали попадание в полость насоса посторонних частиц либо возможное нарушение технологии сборки двигателя.

28 ноября 2017 года аварией завершился второй запуск с нового российского космодрома Восточный ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат», которая не смогла вывести на орбиту 19 спутников. Сбой произошел на этапе работы «Фрегата», разгонный блок со спутниками упал в северной части Атлантического океана. В результате были утеряны гидрометеорологический спутник «Метеор-М» №2-1 и 18 малых космических аппаратов, большинство из которых принадлежало Германии, Канаде, Норвегии, США, Швеции и Японии. Причиной ЧП назвали «несовершенство алгоритмов программного обеспечения системы управления разгонного блока». При запусках с других космодромов эта проблема не проявлялась.

11 октября 2018 года во время запуска с космодрома Байконур произошла авария ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым космическим кораблем «Союз МС-10», на борту которого находились космонавт «Роскосмоса» Алексей Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг. Через 2 минуты 45 секунд после запуска произошла авария носителя, после сработала система аварийного спасения, и капсула с командой отсоединилась и перешла в режим баллистического спуска. Экипаж совершил посадку в 25 км к востоку от города Джезказгана в Казахстане. Люди были в удовлетворительном состоянии, экипаж вышел на связь и был оперативно найден. Причиной аварии назвали «неоткрытие сопла увода бокового блока первой ступени ракеты», это привело к тому, что боковой блок пробил топливный бак. Расследование пришло к выводу, что причиной аварии стали нарушения при сборке ракеты на Байконуре. Поиском виновника занимаются правоохранительные органы.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari