The Insider публикует перевод материала Foreign Affairs «Российский шпион в Брюсселе? Дело «КГБелы» и его значение для Европы» Митчелла Оренштейна, Петера Креко (перевод Яны Щетинской).
На этой неделе, пока Европа готовилась ко всеобщим выборам в Европейский парламент, в ходе которых 25% мест получили популистские левые и правые партии, настроенные против Европейского Союза, власти Венгрии подготовили обращение в Европарламент с просьбой лишить известного представителя ультраправой венгерской партии «Йоббик» Белы Ковача дипломатического иммунитета. Депутат обвиняется в шпионаже против ЕС в пользу России, а также в использовании российских денежных фондов для финансовой поддержки партии «Йоббик» при её учреждении. Партия достигла пика своей известности на венгерской политической арене в 2009 году, и столь успешно профинансированная политическая кампания вызывает серьёзные подозрения у членов Европейского парламента.
Обвинения вызвали скандал, но вряд ли стали шокирующими. Известно, что в ходе предвыборной кампании Россия поддерживала как ультралевые, так и ультраправые партии, выступающие с критикой Евросоюза в попытке оказать влияние на интеграционное объединение и даже навредить ему. Одной из таких партий является «Йоббик», вторая по величине политическая партия в Венгрии, сторонники которой одеваются в униформы нацистского типа, выкрикивают антисемитские заявления и выражают свою озабоченность возможностью «колонизации» Венгрии Израилем. Кроме того, партия «Йоббик» никогда не скрывала свою пророссийскую ориентацию. В её предвыборной программе 2010 года указывалось, что установление и развитие дружеских отношений со «всё более влиятельной Россией» является жизненно важным направлением. В мае 2013 года партийный лидер «Йоббик» Габор Вона в ходе проводимой им лекции в МГУ им. Ломоносова охарактеризовал Россию как некий противовес «предательскому» Европейскому Союзу, говоря о сохранении Европейского наследия.
Также известно, что Бела Ковач, именуемый теперь «КГБелой» в венгерской прессе, имеет тесные связи с Россией. Он обучался в одном из московских университетов (МГИМО – The Insider), и каким-то образом стал владельцем целого состояния, работая на международную торговую компанию в России в середине 1980-х гг., и позже в 2003 году, уже находясь на территории Венгрии. С момента его избрания в Европарламент в 2009 году, он неоднократно лоббировал интересы России в Брюсселе, где он работал в рамках Комитета парламентского сотрудничества ЕС-Россия в качестве казначея Альянса европейских национальных движений, внутри которого были собраны пророссийские ультраправые европейские партии и парламентарии. В своих заявлениях Ковач поддерживал Россию в ходе кризиса в Крыму и выступал в качестве международного наблюдателя во время фиктивного референдума по присоединению полуострова к России.
Выбор подходящего момента для выдвижения обвинений против Ковача обусловила внутриполитическая гонка между крайне правой партией «Йоббик» и популистским правым правительством премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Таким образом, данная ситуация явилась результатом исключительно внутриполитической борьбы венгерских политических сил. Обвинения были выдвинуты 25 мая, в день выборов в Европарламент, и этот момент был крайне подходящим для подрыва авторитета партии «Йоббик». 15 мая «Мадьяр Немзет», газета, имеющая тесные связи с правительством, впервые опубликовала данные о том, что Прокуратура Венгрии направила обращение в Европарламент с просьбой лишить Бела Ковача иммунитета. Четыре дня спустя парламент Венгрии предпринял необходимый для предъявления обвинений официальному лицу шаг - созвал собрание Национального комитета по безопасности. Результаты обсуждений не были обнародованы, однако, некоторые члены парламента частично подвергли информацию утечке, в результате чего стало известно, что Комитет располагает «весомыми» доказательствами участия Ковача в шпионаже в пользу России, а именно: его тайное участие во встречах с известными представителями российских служб безопасности, ежемесячные путешествия в Москву и тот факт, что Ковач жил вместе с другим обвиняемым российским агентом, своей женой австрийско-русского происхождения.
Данное дело способствовало снижению давления на администрацию Виктора Орбана, которая зачастую является объектом жёсткой критики в ЕС за своё антидемократическое поведение, в частности: пропуск жестких законов, регулирующих СМИ, ограничение полномочий Конституционного суда страны, попытку институционализировать политическое влияние в рамках судебной власти и создание новых надзорных органов, состоящих из сторонников Орбана. В связи с обвинениями против Ковача, правящая партия «Фидес» не преминула обвинить своего главного националистического конкурента в борьбе за голоса партию «Йоббик» в измене. Заместитель главы Комитета по национальной безопасности обратился к Г.Воне с целью выяснить, «состоят ли в партии «Йоббик» такие депутаты, как Ковач» и получала ли партия денежные средства от него.
Политические инсинуации достигли своей цели. Результаты выборов в Европейский парламент для «Йоббик» оказались крайне неудовлетворительными. Пока другие европейские крайне правые партии продвигались, «Йоббик» удалось достичь лишь уровня голосов прошлых лет в рамках Европарламента, и приблизительно 15 % этих голосов составляли голоса от Венгрии. Это событие ознаменовало серьёзный регресс для партии, которой удалось получить около 21 % голосов в результате парламентских выборов в Венгрии в апреле.
На данный момент представители партии «Йоббик» утверждают, что обвинения в шпионаже являются частью долгосрочного совместного западно-еврейского заговора, целью которого является колонизация Венгрии. Ковач указывает на то, что в мае, во время телефонного разговора вице-президент США Джозеф Байден попросил Виктора Орбана выдвинуть обвинения против Ковача с тем, чтобы в дальнейшем подавить зарождающийся рост активности венгерских националистов и убедиться в том, что социалисты останутся главной оппозиционной партией, о чём неоднократно заявляют венгерские СМИ. Ковач отрицает какие-либо обвинения, указывая на свою непричастность как к венгерским, так и к зарубежным секретным службам, также он пригрозил подать иск на правительство за клевету.
В защиту Ковача можно указать на тот факт, что правительство Орбана уже ранее использовало результаты деятельности Прокуратуры в своих интересах во время предвыборных кампаний. Зачастую это выражалось в обвинениях социалистических противников в коррупции незадолго до проведения голосований. Впоследствии неоднократно выяснялось, что для подобных обвинений не было достаточных оснований. В связи с тем, что материалы дела Ковача засекречены на ближайшие 30 лет, общество, вероятно, не будет знать, действительно перешёл ли «КГБела» черту, вплоть до 2044 года.
Несмотря на то, что данное скандальное дело рассматривается исключительно как внутриполитическая проблема Венгрии, его последствия могут распространиться далеко за пределы страны, ставя на повестку вопрос о том, насколько глубоко российская Федеральная служба безопасности включена в европейские институты и насколько сильно она влияет на политический курс ЕС в целом. С момента ареста Анны Чапман и 9 других русских шпионов в Нью-Йорке в 2010 году стало очевидным, что Россия проводит крупномасштабные шпионские операции на Западе. Наиболее активно Россия действует на территориях бывших государств-партнёров, собирая информацию о приоритетных направлениях в сфере безопасности на Западе, внутриполитическом курсе и бизнес-сфере, а также пытается влиять на общественное мнение. Ведущая чешская газета «Лидове Новины» недавно опубликовала статью, в которой указывалось на то, что российские разведывательные службы подкупили представителей чешской общественности, с целью противостоять планам США по установке противоракетного радара на территории Чешской Республики до того, как администрация Обамы приняла самостоятельное решение об отмене данного проекта.
На самом деле, представляется несколько удивительным тот факт, что правительство Орбана открыто конфликтует с Ковачем по его делу, учитывая, что последние годы правительство Орбана было настроено исключительно пророссийски. В 2013 году правительство подписало противоречивое соглашение с Россией, позволяющее профинансировать и построить два ядерных реактора на территории центральной Венгрии. Кроме того, в то время, как на территории Украины зарождался конфликт, правительство Венгрии распорядилось выделить несколько часов эфира для российских передач пропагандистского характера. По сравнению с 2008 годом, когда Орбан резко осудил оккупацию Грузии Россией, характеризуя действия России как «грубую имперскую политику», в ответ на аннексию Крыма Орбан не проявил особой твёрдости. Теперь Орбан пытается позиционировать себя как защитника интересов ЕС, поскольку он выдвигает на первый план связи России с ультраправой Европой.
Стратегию Орбана возможно охарактеризовать как балансирующую, его цель – избежать подчинения как Западу, так и России, параллельно создавая пространство для манёвра вокруг обоих игроков. Венгрия является важным актором для России, так как она является ключевой остановкой на пути газопровода «Южный поток», который следует в обход Украины по Чёрному морю и поставляет газ Австрии, Болгарии, Греции, Венгрии, Италии и Сербии.
Венгрия также чрезвычайно важна и для Европейского Союза. Венгрия вступила в ЕС относительно недавно, в 2004 году, и её тяготение к России деморализует всё объединение. Брюссель оказался не в состоянии контролировать зачастую антидемократическое поведение администрации Орбана. На данный момент ЕС оказывается перед угрозой формирования Европарламента, члены которого имеют общие взгляды, имеющего тесные связи с Россией. Европа в таком виде не является той Европой, которую хотели бы видеть в будущем государства-члены Европейского Союза в тот момент, когда они подписывали договор о присоединении Венгрии и других стран Центральной и Восточной Европы.
В контексте скандала с «КГБелой», ЕС следует задуматься о степени влияния России на участников Союза. Тот факт, что Европейский Союз не располагает собственными секретными службами означает, что разведывательную службу должны проводить сами страны-члены, многие из которых имеют тесные экономические связи с Россией. В любом случае, новость о том, что Европе приходится противостоять государству с обширным запасом природных ресурсов и долгосрочным опытом осуществления правительственного шпионажа, которое также считает, что оно находится в неизбежном конфликте с Европой, нельзя назвать обнадёживающей.