Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.13
  • EUR98.71
  • OIL89.32
Поддержите нас English
  • 929
Политика

Stratfor: "успехи Исламского государства маскируют его слабость"

На днях террористы «Исламского государства» захватили город Пальмира в Сирии, имеющий исключительное историческое значение, а вчера террористы также продвинулись в Ираке, прорвав оборонительную линию к востоку от Эр-Рамади, последнего города отделяющего их от Багдада. The Insider представляет вашему вниманию аналитическую справку Stratfor о текущем положении дел в войне с ИГ. Перевод Сергея Левитина. (Интервью с российским добровольцем, воюющим против Исламского государства см. здесь).

Краткое содержание

Исламское государство в последнее время одержало несколько крупных побед в Сирии и Ираке. За последнюю неделю боевики вытеснили иракские правительственные войска из значительной части Рамади, столицы провинции Анбар. Теперь группировка фокусирует свои атаки на территории между Рамади и Эль-Фаллуджей, контролируемой правительством. В Сирии «Исламское государство» также добилось успехов в провинции Хомс, около находящегося на стратегическом перекрестке города Тадмор, также известного как Пальмира, по существу перерезав линии снабжения правительственных войск, дислоцированных в Дейр-эз-Зоре к северо-востоку. Были произведены также менее успешные атаки на правительственные позиции на авиабазе Квейрис и в провинции Дейр-эз-Зор, которые демонстрируют способность группировки проводить комплексные атаки на большой территории.

Нынешняя серия успешных наступлений подчеркивает сохраняющуюся угрозу, которую организация боевиков представляет не только для Багдада и Дамаска, но и для других повстанческих группировок и ополчений. Недавние победы, в свою очередь, поддержат «Исламское государство» благодаря притоку оружия, ресурсов и новобранцев. Тем не менее, эти успехи скрывают структурные проблемы, которые «Исламское государство» должно преодолеть , сражаясь с грозными противниками в двух разных странах.

Анализ

Постоянные победы как в Ираке, так и в Сирии существенны для выживания «Исламского государства» по ряду причин. Во-первых, структура группировки требует от нее поддерживать представление, что ее продвижение неотвратимо и что противники не могут остановить ее территориальную экспансию. Именно эта легенда поддерживает непрерывный поток иностранных новобранцев, от которого она сильно зависит. В то же время Исламское государство понимает, что оно рискует быть сокрушенным в войне на истощение – ему не хватает стратегических ресурсов, необходимых чтобы продержаться дольше своих врагов. Удержание превосходства в инициативе над своими противниками, а также сохранение реального и воображаемого наступательного импульса здесь имеет решающее значение. Только так «Исламское государство» может захватывать территорию, оружие и ресурсы у врага, таким образом сохраняя свою привлекательность для новых рекрутов.

NEW syria_iraq_islamic_state_051915 (1)

Падение Рамади является хорошим примером того образца символических побед, к которым стремится «Исламское государство». Контроль над городом яростно оспаривался с начала 2014 года, и последний перевес ИГ приносит выгоду оккупантам, не только с точки зрения занятия удобной для обороны позиции, но и из-за материальных средств, оставленных отступающими правительственными войсками. «Исламское государство» превосходно умеет захватывать и переделывать вооружение и ресурсы, меняя их предназначение. Однако победа сама по себе важнее тактических или логистических успехов – это столь необходимое топливо для пропагандистской машины «Исламского государства».

В практическом плане, однако, продвижение ИГ может быть недолгим. Багдад уже планирует скорое контрнаступление. Иракское правительство сосредоточило свои силы – подкрепленные шиитским ополчением – на военной базе Эль-Хаббания и других сборных пунктах на окраинах Рамади. Обе стороны в настоящее время сталкиваются с главной проблемой – обеспечить цепочку  последовательных тактических побед, достаточную для решающего контроля над этой территорией.

Битва на два фронта

Багдад и «Исламское государство» сражаются на двух фронтах в двух главных речных долинах Ирака – Тигра и Евфрата. С тех пор как правительство отбило у ИГ город Тикрит в долине Тигра, существует обратная зависимость между успехами на каждом фронте. Байджи на Тигре и Рамади на Евфрате были соответствующими ключевыми боями. Каждый раз, когда Багдад направлял войска и добивался успеха в одном бою, другой фронт обращался против него. Эта дилемма порождена проблемой общего потенциала: у Багдада просто недостаточно качественных частей, чтобы занимать и удерживать территорию на обоих фронтах, особенно в суннитских районах, где правительство пытается утвердить свою власть.

У Багдада есть несколько вариантов укрепить свои силы, чтобы удержать эти суннитские районы, и все они имеют серьезные недостатки. Один из вариантов – развернуть шиитское ополчение. До последнего момента правительство редко использовало это ополчение, из-за боязни разжечь более глубокий религиозный конфликт между суннитами и шиитами. Однако с падением Рамади  Багдад был вынужден обратиться к масштабному использованию шиитских бойцов. Это решение не гарантирует ответный удар суннитов, но повышает риск такого исхода.

И между всеми этими силами лояльность широкой суннитской общины и ее племенных бойцов до сих пор не ясна. Если община поддержит Багдад, и правительство будет готово предоставить ей достаточные полномочия, «Исламское государство» может ждать резкое отступление. ИГ усердно старалось сохранить поддержку иракских суннитов – или, по крайней мере, не подтолкнуть их к активной оппозиции. Без определенного сдвига конфликт в Ираке будет продолжать приводить к истощению людских ресурсов и материальных средств обеих сторон.

На две страны

«Исламскому государству» было чрезвычайно тяжело воевать на нескольких фронтах на территории двух стран на протяжении последних нескольких месяцев. Группировка понесла значительные потери в Тикрите, утрата которого стала кульминацией первой значительной потери территории ИГ с тех пор как группировка захватила Мосул в июне 2014 года. В то же время ряд других неудач начал подрывать стратегические и пропагандистские позиции группировки. Эти неудачи включали начало воздушной операции коалиции во главе с США, а также отчаянные бои у городов Кобани, Аль-Хасака, Дейр-эз-Зор и на газовом месторождении Аш-Шаер. «Исламское государство» также не смогло захватить существенную новую территорию в Сирии, при том что   повстанческая группировка Джаиш аль-Фатх одержала там значительные победы. В действительности, ИГ должно вернуть себе инициативу, одержать крупные победы и сохранять их, чтобы выжить.

Серия наступлений «Исламского государства» на первый взгляд производит впечатление того, что оно располагает неограниченным ресурсом бойцов. Группировка сумела вести интенсивные бои на нескольких фронтах сразу, выдерживая при этом непрерывные авиаудары коалиции. Это впечатление, однако, неверно. До этих недавних успехов позиции Исламского государства были  существенно ослаблены. Группировка демонстрирует признаки растущего отчаяния, что подчеркивается увеличивающимся использованием детей-солдат в Сирии в течение последних двух месяцев.

0_cc040_a9096a0c_orig
Античные здания Пальмиры, захваченные террористами, рискуют быть ими взорванными

Наиболее ярким показателем слабости «Исламского государства» является Сирия. ИГ уступило Тикрит превосходящим силам противника, но осталось сильным в Ираке, даже сумев форсировать атаки одновременно в Байджи и провинции Анбар. Эта сила, однако, основана на перемещении большого количества бойцов из Сирии в Ирак. Два месяца назад  лидеры ИГ начали распространять документы, призывающие базирующихся в Сирии бойцов добровольно  усиливать ряды своих братьев в иракских провинциях Анбар и Салах ад-Дин. За этим последовало заметное уменьшение присутствия «Исламского государства» как в Алеппо, так и в Ракке. Эта уязвимость позволила курдским Отрядам народной самообороны и их союзникам из Сирийской свободной армии продвинуться вперед в восточной части провинции Алеппо и в Ракке. На прошлой неделе силы повстанцев Исламского фронта к северу от города Алеппо продвинулись на территории, бывшие ранее под контролем «Исламского государства», и встретили там слабое сопротивление, в основном в виде самодельных взрывных устройств.

Все еще убедительная угроза

Способность «Исламского государства» вести военные наступления подчеркивает гибкость и устойчивость группировки. Она сумела одержать победы несмотря на битву на нескольких фронтах, с ограниченным притоком бойцов. Успехи в Ираке были достигнуты с помощью подкреплений, полученных из Сирии, но ИГ также воспользовалось ключевой благоприятной возможностью в сирийской провинции Идлиб, где повстанцы добились успехов над сторонниками правительства. С одной стороны, эти победы повстанцев в провинции Идлиб грозили отвлечь потенциальных иностранных новобранцев от ИГ в такие группировки, как Джабхат ан-Нусра. Однако «Исламское государство» узнало, что наступление повстанцев отвлекло правительственные силы от противостоящих группировке фронтов. В частности, Дамаск отвел «Тигриные отряды», «Соколов пустыни» и части 106-й Республиканской бригады из районов провинции Хомс, позволив ИГ начать собственное наступление на Пальмиру в провинции Хомс. Это наступление было крупнейшим и наиболее успешным последним наступлением «Исламского государства» в Сирии.

Последняя серия наступлений показывает, что «Исламское государство» по-прежнему представляет реальную угрозу для своих противников. Тем не менее, любые новые победы могут лишь отсрочить его падение. ИГ может приобрести новое оружие, ресурсы и новобранцев, но оно не является неуязвимым. При условии, что его многочисленные враги смогут сохранять свою волю и согласие, «Исламское государство» продолжит слабеть с течением времени, что приведет к его неизбежному поражению.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari