2 мая омский вице-губернатор Станислав Гребенщиков был уволен со своего поста. Ранее в апреле стало известно, что СК возбудил против Гребенщикова уголовное дело за растрату государственных средств на сумму 14 миллионов рублей. А ведь еще месяц назад он считался главным кандидатом на выборах мэра Омска. Но затем стало происходить что-то странное - один за одним все кандидаты в Омске сошли с дистанции. Один сказался нездоровым, другой попал под следствие, третий отказался предоставить справку о психическом здоровье, четвёртого посчитали “слишком неуправляемым”, пятый написал программу развития Омска с 13-ю грамматическими ошибками. Выборы пришлось отменить - выбирать оказалось не из кого. Нового кандидата могут прислать из Москвы. The Insider выяснил, как получилось, что миллионный город остался без руководства.
Омск - город с населением в 1,2 млн человек, важный транзитный пункт на Транссибирской железнодорожной магистрали, ведущей с запада на восток. Здесь расположен крупнейший в России нефтезавод, который платит налоги в Санкт-Петербурге. Здесь разветвлённая сеть автодорог, полностью требующая восстановления и ремонта. И здесь самый высокий в Сибири показатель поуехавших - в прошлом, юбилейном, году Омск покинуло 6000 человек. Это главные проблемы, по мнению горожан, которые должен решить мэр. Конечно, если он найдется.
Самый низкий за всю историю современной России интерес к выборам мэра был зафиксирован в Омске в 2012 году. Чтобы проголосовать за 63-летнего единоросса Вячеслава Двораковского, на участки пришли 17,1% избирателей, живущих в миллионном городе. Сражаться с ним всерьёз не хотели ни коммунисты, ни “справедливороссы”, которые накануне отвоевали себе места в Заксобрании региона и могли бы закрепить свой успех. В итоге отсидевший 20 лет в Горсовете экс-главный инженер НПО “Мостовик” Двораковский в условиях полного отсутствия конкурентов с активом в 77 тысяч голосов стал мэром Омска. Если бы не спонтанная попытка принять участие в избирательной кампании-2012 блогера Ильи Варламова, наверное, о тех выборах вряд ли бы можно было что-то вспомнить.
Именно этот аргумент - “народу не интересны выборы” - неофициально приводили несколько лет спустя инициаторы отмены прямых выборов в Омске. Губернатору Виктору Назарову - которого самого назначил на пост президент - в преддверие досрочных выборов хотелось доказать, что он способен жестко проводить в регионе федеральную политику. Кремль, напомним, предложил регионам целых три новых варианта формирования органов муниципального самоуправления - ни один из них не предполагал прямых выборов мэра. В Омске выбрали довольно “лайтовый”, но при этом весьма странный и запутанный способ выбирать главу города: согласно принятому омским областным Заксобранием решению, с 2016 года глав муниципалитетов, в том числе, и Омска, выбирала из желающих специально назначенная губернатором комиссия, а затем утверждали - или выбирали из двух кандидатур - местные советы.
Губернатор Виктор Назаров
Фильтр для "правильных кандидатов"
Первые эксперименты, в районах с населением в 30-40 тысяч человек, прошли удачно и без особого сопротивления сельских избирателей, потерявших право избирать.В Омске тоже ничто не предвещало проблем.
“Выборщиками”, которым доверили отобрать “лучших из лучших”, стали 12 партийно или номенклатурно зависимых от областной власти человек: шесть представителей Горсовета от разных, вполне “ручных”, партий и шесть делегатов от губернатора из числа “уважаемых горожан”. В “коллегию” вошли, в том числе, врач, дирижер и паралимпиец. Возглавил разношёрстную компанию “выборщиков” управляющий омским отделением Пенсионного фонда.
Они довольно бодро начали работу, принимая заявки на участие в выборах от всех, кто проходил по формальным признакам. Так, в списке возможных мэром Омска оказались бывший сотрудник колонии, человек, близкий к администрации президента, 26-летний ЛДПР-овец (ставший в 19-летнем возрасте депутатом), региональный министр труда, вице-губернатор и предприниматель, работающий, в основном, с сельхозпроизводителями. Правда, были и отказы. Из 23-х кандидатов, выдвинувшихся в мэры Омска, комиссия приняла заявки только у 17-ти. Чтобы пройти “фильтр”, кандидаты должны были сдать пакет документов, включающий план развития города и справку от психиатра. Уже на этом этапе отсеялся кандидат от КПРФ Виктор Жарков - решение не предоставлять “историю болезни” было партийным: даже если бы выборы состоялись, коммунисты оспорили бы их итоги в суде.
Понимая, что в этом спектакле все роли уже расписаны, многие политики даже не стали выдвигаться. “Ну кто из ответственных за свои решения омичей будет участвовать в фарсе с заранее прогнозируемым итогом?" - поясняет лидер омского “Яблока” Сергей Костарев, который и сам не стал выдвигать свою кандидатуру. И все же для проведения выборов кандидатов оставалось более чем достаточно.
Фаворит на выход
Фаворитом гонки, ещё даже не вступив в неё, стал соратник омского губернатора Назарова - Станислав Гребенщиков, курировавший в омском правительстве строительную сферу. Назаров поддержал его официально - при прежнем губернаторе Полежаеве это означало бы победу “кандидата от власти” за явным преимуществом. Но не сейчас.
Гребенщиков считался “крепким хозяйственником” и работал с Виктором Назаровым уже пять лет. Что в страдающем от кадровой чехарды омском “кабмине” можно считать целой вечностью. Однако у Гребенщикова были и неприятности - несколько раз его задерживали на нелегальной охоте егеря - причём, один из конфликтов закончился применением силы.
Станислав Гребенщиков
Мощным ударом по авторитету и карьере Гребенщикова мог стать и сюжет омского телеканала “Продвижение”, в котором ему присвоили “никнейм” “Стасик - 7%”. Якобы именно такое прозвище дали Станиславу Гребенщикову руководители армянских подрядных организаций, заключавших договоры на дорожное строительство с омским правительством.
Однако омский губернатор проигнорировал и эти сообщения, и петицию против Гребенщикова от “общественников", благословив своего заместителя стать фаворитом предвыборной гонки, где, казалось, он предусмотрел всё. Но за два дня до своего предполагаемого триумфа - очного собеседования с подобранной под него “коллегией выборщиков” - Гребенщикова прямо из кабинета в областной администрации увезла с подскочившим давлением “скорая”. Давлению этого 60-летнего, но довольно крепкого мужчины - заядлого охотника и крепкого хозяйственника - было от чего подскочить: в отношении него возбудил дело Следственный комитет. Правоохранители нашли нарушения в финансировании реконструкции омского филиала Эрмитажа - его должны были открыть ещё к 300-летнему юбилею Омска в 2016 году, но, как и 90% других “юбилейных” проектов, он перешел в разряд долгостроев. Стройная, но хрупкая система мало искушенного в политических играх губернатора Назарова в одночасье рухнула.
После этого в комиссию даже не стали подавать заявки признанные в городе бизнес-авторитеты. “Успешным бизнесменам пахать на неблагодарной работе, после которой их репутацию растопчут следственные органы? Они просто не захотели связываться с расстрельной должностью” - уверен вице-спикер Горсовета Алексей Сокин.
Кандидаты технических услуг
Когда “отпали” остальные кандидаты: Гребенщиков снялся с выборов, трое не пришли не собеседование с “выборщиками” - из 13 в “финал” вышли двое: министр соцразвития области Владимир Куприянов и 30-летний предприниматель Андрей Ерошевич.
Куприянов, всю жизнь проработавший в системе образования, видимо, был единственным, кого губернатор Назаров уговорил выступить “техническим спарринг-партнером” Гребенщикова. И в “идеальной” схеме Назарова в финале должен были оказаться два его министра, “нужный” из которых бы победил. К реальной борьбе за пост мэра Куприянов оказался не готов, и, сославшись не нездоровье, в выборах участвовать отказался. Не прошло и недели, как журналисты обнаружили Куприянова в добром здравии на кинофестивале “Движение”, который ежегодно проводится в Омске в конце апреля. “Вы же понимаете, это все политика”, - ответил он на вопрос журналистов, справившихся о его здоровье.
Владимир Куприянов
Оставшись в одиночестве, торговец сельскохозяйственной техникой Андрей Ерошевич вначале даже “троллил” своих несостоявшихся высокопоставленных конкурентов: “Я здоров и готов идти дальше”, - говорил он в коротких комментариях омской прессе. Уже на следующий день выяснилось, что здоровье подвело и Ерошевича - он взял самоотвод.
“Я предполагал, что представлю альтернативу, смогу привлечь голоса депутатов, изложив им свою программу. Когда Куприянов снял свою кандидатуру, я вначале, действительно, обрадовался: “Ого! Остался один шаг, серьёзный соперник сошёл с дистанции!” Не поверите, сколько я получил поздравлений и наказов в фейсбуке и по телефону за сутки”, - рассказывает в интервью The Insider Ерошевич. За прошедшие две недели он - человек прежде непубличный - устал от назойливой и бесцеремонной омской прессы и не давал комментариев. В основном потому, что не смог бы объяснить, что вообще произошло во время избирательной кампании.
Андрей Ерошевич (фото Дмитрий Суравикин)
В день своего 31-летия он прислал в омский Горсовет записку, в которой просил не рассматривать его кандидатуру, отключил телефон и уехал из города.
“Однозначно это было давление сверху. Это не его решение, - считает вице-спикер Горсовета Алексей Сокин, - Электорально Ерошевич проиграл, но, как человек системы, продемонстрировав свою лояльность, он приобрёл. Свои обязательства перед областной властью он выполнил, а вот выполнит ли региональное правительство свою часть договорённости - поставит на проходное место по списку в Городской Совет, или задвинет как бойца и спишет в историю?”
Сам Сокин хорошо знает цену таким договоренностям - семь лет назад, когда ему, как и Ерошевичу, было 30 лет, он целый год был сенатором от Омской области - “сторожил место” для человека губернатора, но, вернувшись в Сибирь, подняться по карьерной лестнице выше должности вице-спикера Горсовета не смог.
Сам Ерошевич называет слова о своих договоренностях с правительством области домыслами. “Не было никакого давления - это я могу сказать абсолютно честно и откровенно, - утверждает несостовшийся мэр в разговоре с The Insider. - Вообще никакого общения с кем-то из правительства не было. Я, честно говоря, там вообще мало с кем знаком. Поэтому странно было бы предполагать, что со мной кто-то торговался или кто-то мне угрожал. Мы вместе с юристом изучили положение о выборах и нашли в нём момент, о котором почему-то никто не говорит: выборы на безальтернативной основе фактически являются нелегитимными. Ну, хорошо, даже если за меня проголосуют на таких выборах - результаты могут опротестовать, да и омичи вряд ли признают такие выборы и меня как избранного главу города. Разве это правильно?”
Сейчас Ерошевич собирается участвовать в выборах в Горсовет и говорит, что уже начал писать программу. Идти на новые выборы мэра после самоотвода он считает нелогичным. Собственно, пока непонятно - разрешат ли “старым” кандидатам вновь баллотироваться - в новом законе эта ситуация тоже учтена не была.
Вторая попытка
После провала выборов, к ним изменилось отношение со стороны активных омичей. Довольно легко приняв отмену прямых выборов несколько лет назад, общественники вдруг активизировались. Пропустив одни выборы, они хотят попробовать что-то изменить на следующих и требуют теперь альтернативных выборов.
По мнению яблочника Костарева, “выборы” градоначальника в Омске, скорее всего, могут перенести на осень, “когда страсти поутихнут”. В этом случае нового мэра будет избирать уже новый Горсовет, который, надеется политик, “заменит комиссию на более адекватную и независимую от губернатора”. “Думаю, сейчас власти, сконцентрированные на выборах в Горсовет, предпочтут от греха подальше остальные процедуры отложить”, - соглашается с Костаревым политолог Иван Жуков.
Срок пребывания у власти нынешнего мэра Вячеслава Двораковского заканчивается в июле, следующий состав Горсовета будет избран в сентябре. Выберут нового мэра новые депутаты - или повторную попытку предпримут старые, зависит от решимости губернатора Назарова и его готовности до конца отстаивать верность навязанной Кремлем политике. Проблема в том, что даже полная лояльность губернатора (любого) Кремлю не гарантирует ему ровным счетом ничего, если он не контролирует ситуацию во “вверенном ему” регионе.
А за кресла в омском Горсовете, кажется, ожидаются серьёзные битвы местного значения: политтехнологи жалуются на отсутствие финансовой поддержки и “методичек” из “центра”. А это означает только одно: в битве за город примут участие местные группы влияния, использующие и партийные флаги, и конкретных кандидатов лишь как инструмент. А кому в этой ситуации захочется быть крайним - пусть даже в очереди на кресло мэра. Разве что равноудаленному от всех омских “элит” кандидату из Москвы, которого поддержит Администрация президента. И такой кандидат, по слухам, есть. Правда, к Омску он не имеет ни малейшего отношения.