Сегодня силы международной коалиции нанесли новые удары по позициям повстанцев в Йемене, в ближайшие дни может начаться и наземная операция. Война, вспыхнувшая в непосредственной близости от крупных месторождений нефти, держит в напряжении весь мир. Хотя полем боя стал Йемен, реальными основными участниками конфликта здесь являются Саудовская Аравия и Иран. О том, что стало причиной конфликта, втянутся ли в него США, и во что может вылиться эта война, пишут аналитики компании Stratfor в своем отчете. Перевод Сергея Левитина и Дарьи Вахрушевой.
Краткое содержание
В то время как движение хуситов с трудом пытается справиться с целым рядом вызовов на севере, его приход к власти в Йемене – это поражение Саудовской Аравии на её южном фланге. После падения йеменского правительства Эр-Рияду придётся использовать потребность хуситов в политической и финансовой поддержке, чтобы восстановить свое влияние в стране. Но поскольку Иран также старается использовать эту потребность, Йемен стал еще одним полем битвы, где два соперника, исповедующие разные направления ислама, будут бороться друг с другом.
Анализ
После своего изгнания из столицы, Саны, в сентябре, правительство Йемена воюет само с собой. Президент Абд Раббу Мансур Хади 19 марта обнародовал заявление, осуждающее авиаудары по его резиденции в южном портовом городе Адене, как попытку военного переворота силами, верными его предшественнику и бывшему союзнику, экс-президенту Али Абдалле Салеху. Ранее в тот же день солдаты и ополченцы, верные Хади, пробились в аденский аэропорт и штурмовали близлежащую военную базу, которая вместе с аэропортом была под контролем генерала Абдель-Хафеза аль-Саккафа, cторонника Салеха.
Внутренняя борьба в Адене идёт с тех пор, как «Ансар Аллах», проиранская зейдитская (зейдиты – приверженцы одного из направлений шиизма) организация под руководством Абдул-Малика аль-Хуси, стала крупнейшей силой в стране, установив контроль над обширными территориями северного и центрального Йемена. Хуситы олицетворяют изменение в балансе власти в Йемене и даже на Аравийском полуострове, которое открыло дверь для Ирана, как крупного игрока в регионе, который еще недавно был сферой исключительных интересов Саудовской Аравии.
Подъём хуcитов
Ряд факторов способствовал захвату власти в Йемене хуситами. Во-первых, попытки Саудовской Аравии управлять йеменским правительством на фоне протестов Арабской весны пошли не так, как планировалось. Салех уступил пост президента своему бывшему вице-президенту Хади, но этот шаг углубил раскол внутри правительства по племенным, идеологическим, политическим и военным вопросам. К приходу Хади политика Эр-Рияда по сталкиванию различных йеменских группировок друг с другом расшатала старую систему так, что хуситы смогли объединить и использовать в своих интересах достаточно племен для выхода за пределы своего северного оплота Саады, смогли проникнуть в районы к югу от столицы.
Хотя Саудовская Аравия давно вмешивалась во внутренние дела Йемена и сосредоточивалась на борьбе с Аль-Каидой на Аравийском полуострове, Эр-Рияд потерял из виду развитие событий в Йемене, сосредоточившись на других региональных конфликтах. Саудовская Аравия пыталась предотвратить хаос в регионе после Арабской весны, особенно стараясь предотвратить угрозы от транснациональных джихадистских группировок, таких как Исламское государство. Она была также занята поддержкой просаудовской суннитской монархии Бахрейна, которая столкнулась с демократическим восстанием шиитского большинства населения. Нельзя сказать, что Саудовская Аравия не обращала внимания на Йемен, но она не ожидала, что Иран утвердится на её южных границах благодаря движению, которое не является традиционным шиитским, и, на самом деле, в вопросах теологии ближе к суннитской ветви ислама.Кроме того, Саудовская Аравии не приложила достаточно усилий для того, чтобы предотвратить возвращение Салеха в Сану, где он смог готовить заговор против тех, кого он считал виновниками своего падения, чтобы вернуться к власти. Его интриги ослабили йеменское правительство и уменьшили его способность противостоять хуситскому восстанию.
Наконец, кажется, что хуситы извлекли уроки из своих столкновений с саудовскими пограничниками в 2009 году. Теперь хуситы стараются избежать любого прямого столкновения с саудовцами на границе и, вместо этого, сосредоточились на внутреннем направлении. Они консолидируют только что обретённую силу, которую они накопили, и ослабляют группировки, которые могли бы им противостоять.
Эта стратегия, кажется, работает. Саудовцы сосредоточились на конфликтах, происходящих на севере от своих границ, и не отреагировали агрессивно на смену власти, которая произошла в Йемене. Сегодня уже слишком поздно повернуть вспять ход событий – по крайней мере в краткосрочной перспективе. Эр-Рияду не хватает военного потенциала для прямой интервенции и установления своего порядка, как он это сделал в Бахрейне. Кроме того, различные политические фракции, которыми рулили саудовцы, уже не имеют той власти, какая у них была раньше, и это уменьшает эффективность любых усилий.
Даже если бы у саудовцев были необходимые средства для вмешательства, не совсем ясно, захотели бы они это сделать. Хуситы не представляют собой серьёзную угрозу для Саудовской Аравии; наоборот, контроль повстанцев над северным и центральным Йеменом изолирует Саудовскую Аравию от хаоса в других частях страны, и особенно от Аль-Каиды на Аравийском полуострове, которая является более прямой угрозой.
Саудовцы предпочли бы хуситов на своей южной границе джихадистскому квази-государству, которое им враждебно. В то время как Саудовская Аравия предпочла бы, чтобы хуситы не контролировали такую большую часть Йемена, расположенную столь близко к её границе, этот вариант кажется лучшим исходом в ситуации, когда все варианты плохи – при условии, что хуситы не начнут наступление на север.
Потенциальные вторжения через границу
Даже если хуситы решат изменить свой курс, Саудовская Аравия сможет защитить себя. Она уже имеет заграждение – хотя это всего лишь труба, заполненная бетоном – с оборудованием для наблюдения, установленным на большом протяжении границы. Тем не менее, зейдитские ополченцы смогли преодолеть границу в 2009 году, но не смогли перейти через горы. Саудовская армия смогла задержать их там и нанесла авиаудары, чтобы их уничтожить.
Восточная часть границы в Хадрамауте – это открытая пустыня с недостаточным прикрытием, чтобы замаскировать силы вторжения. Самолёт-разведчик может обнаружить наземные транспортные средства с больших расстояний, а чтобы добраться до саудовского города или даже дороги необходимо преодолеть сотни миль пустыни.
Западная часть границы кажется единственным местом, где вторжение могло бы иметь успех: там есть горы, дороги и она населена. К тому же эта область соседствует с хуситским оплотом Саадой. Тем не менее, саудовская армия обладает достаточной мощью для развертывания сил, численность которых превосходит численность хуситских бойцов. Бои могут продолжаться в течение некоторого времени, но в конце концов хуситы не смогут устоять или прорвать фронт саудовцев, которые располагают артиллерийской и авиационной поддержкой.
Финансовая помощь как ключевой фактор
Потребность в финансовой поддержке - главной причина, удерживающая хуситов от противостояния с Саудовской Аравией. Плачевное финансовое и экономическое состояние Йемена заставляет хуситов — как, впрочем, и любую другую правящую группировку — обращаться за иностранной помощью для того, чтобы поддерживать порядок в своей стране. Без постоянной финансовой поддержки дефицит водных запасов в Йемене мог бы привести к гуманитарной катастрофе, которая перекинется на Саудовскую Аравию, создавая необходимость в сотрудничестве Саны и Эр-Рияда. Это хорошо понимают хуситы, объясняя, почему они предложили правительству Саудовской Аравии участие в непрямых переговорах.
Хотя для хуситов было бы логичнее обратиться за помощью к Ирану, они знают, что Тегеран не способен дать им столько же, сколько саудовцы — даже при условии снятия экономических санкций со стороны Запада. Иран может предоставить военную, разведывательную, материально-техническую и политическую поддержку, однако иранцы едва ли могут предложить какие-то деньги. Кроме того, Иран и Йемен разделяют 1 950 км, в то время как Йемен граничит с Саудовской Аравией на севере. Более того, Саудовская Аравия может помочь хуситам приобрести международное признание в качестве законного правительства Йемена.Использовать пример «Хезболлы»?
Хуситы находятся почти в такой же ситуации, как «Хезболла» в Ливане. Обе группировки являются главными силами в своих странах, однако текущие политические и демографические условия не позволяют им управлять страной единолично.
Группировка «Ансар Аллах», однако, — это то, к чему «Хезболла» пришла в 1980-е. Для перевода ее военной силы в политическое измерение потребуется время. К тому же, Саудовская Аравия постарается не допустить повторение опыта «Хезболлы» новой группировкой. В отличии от Ливана в 1980-х, Йемен не оккупирован Израилем, а также у него нет такого соседа, как Сирия, которого иранцы могли бы использовать, чтобы тайком обучать хуситов.
Переговоры о будущем Йемена с Ираном
Саудовская Аравия понимает, что угроза не является острой и решила воздержаться от каких-либо официальных дипломатических переговоров с Йеменом. Эр-Рияд также осознает, что Тегеран хочет использовать аль-Хуси, чтобы получить место за столом переговоров и стать заинтересованной стороной в Йемене, поэтому проявляет осторожность. В конечном счете, серьезные географические и политические ограничения мешают Тегерану подорвать позиции Эр-Рияда в Йемене.
Хотя саудовцы считают эту ситуацию выгодной для себя, они не могут позволить себе расслабиться и дать аль-Хуси завладеть Саной. Эр-Рияд должен убедиться, что оппозиция достаточно укрепит свои позиции, чтобы противостоять движение аль-Хуси. В то же время, Эр-Рияд необходимо будет в какой-то момент вовлечь «Ансар Аллах» в переговоры пока оппозиция ослаблена из-за междоусобицы и джихадисты извлекают из борьбы свою выгоду.
Многие из противников «Ансар Аллах» - в том числе племена, религиозных суннитские движения и члены органов безопасности свергнутого правительства - открыты для сотрудничества с джихадистскими силами, чтобы вместе бороться с Аль-Хуси. Салафиты и джихадисты крайне заинтересованы в том чтобы развязать межрелигиозную бойню, потому видят в этом способ усиления своих позиций. Саудовская Аравия не может позволить Аль-Каиде или «Исламскому государству» стать наиболее эффективными силами борьбы против «Ансар Аллах».
В действительности Соединенные Штаты уже указали на то, что они будут работать с аль-Хуси в целях борьбы с джихадистами в Йемене - это еще один признак сдвига в позиции Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. Вашингтон считает Иран, Хезболлу и даже сирийское правительство – за исключением президента Башара аль Асада - партнерами в борьбе против «Исламского государства», и в этой позиции Саудовская Аравия чувствует угрозу своим интересам.
Если аль-Хуси успешно укрепит свою власть в Йемене, южные провинции Саудовской Аравии Джизан и Наджран станут уязвимыми для расширения влияния аль-Хуси в долгосрочной перспективе из-за значительной доли шиитских исмаилитов среди местного населения. Конечно, иранцы только приветствовали бы такой результат, и будут для этого всячески поддерживать зейдитов.
Саудовская Аравия видит в аль-Хуси потенциальную угрозу со стороны Ирана. Теперь важным фактором станет то, как саудовцы будут развивать отношения с хуситами и удастся ли Эр-Рияду дистанцировать их от Ирана. Однако можно уже констатировать то, что ухудшение ситуации в области безопасности в Йемене стало еще одной точкой геополитического столкновения Саудовской Аравии и Ирана, которое в обозримом будущем будет проджолжаться.