Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD80.44
  • EUR93.34
  • OIL67.89
Поддержите нас English
  • 2336
Политика

«Враг будет и дальше топтать нашу землю, но мы не сможем стрелять в него?» Украинцы хотят мира, но не ценой территориальных уступок

Россия поставила новый рекорд по количеству атак на гражданские объекты в тылу Украины: только в июле зафиксировано 6297 запусков ударных беспилотников — почти в 15 раз больше, чем в июле 2024 года. Москва явно сделала ставку на запугивание мирного населения, воспользовавшись паузой в поставках военной помощи и нехваткой средств ПВО. Не только российская пропаганда, но и вполне уважаемые международные СМИ рапортуют со ссылкой на соцопросы: украинцы хотят скорейшего перемирия. Но они умалчивают, что большинство украинцев (как показывают те же соцопросы) не готовы ради этого отдавать России свои территории. Лишь 15% населения считают, что для Украины допустимо передавать под контроль РФ еще не занятые ею территории, как того требует Путин. Причем меньше всего поддерживают сдачу территорий украинские военные, то есть те, кто в первую очередь жертвует своей жизнью ради их защиты.

Содержание
  • Эффект сплочения

  • От непримиримости к компромиссу

  • Что действительно влияет на доверие

Эффект сплочения

Одним из ключевых показателей настроений в Украине является доверие к президенту. Доверие украинцев к Зеленскому начало падать уже через несколько месяцев после избрания его президентом: как следует из опросов Киевского международного института социологии (КМИС), в сентябре 2019 года едва вступившему в должность Зеленскому доверяли 80% избирателей, а накануне полномасштабного вторжения российских войск эта доля была уже 37% — отчасти на это и делал ставку Владимир Путин, начиная полномасштабную войну. Чего он не учел, так этого того, что нападение сплотит население вокруг президента, — сразу после начала полномасштабного вторжения рейтинг взлетел до небес. Летом 2022 года социологи выяснили, что свыше 90% украинцев одобряют действия Владимира Зеленского и полностью доверяют ему.

Летом 2022 года свыше 90% украинцев одобряли действия Зеленского

Через несколько месяцев войны поддержка власти в обществе стала снижаться, но все еще держится на куда более высоком уровне, чем до февраля 2022 года. В 2024-м около 60% респондентов говорили, что полностью или в основном доверяют Владимиру Зеленскому. Заявления президента о возможности окончания войны сначала в 2023-м, а позже и в 2024 году, похоже, воспринимались избирателями не как невыполненные обещания, а как неоправдавшиеся надежды и потому не сильно повлияли на его рейтинги. Сам Зеленский о любых победных перспективах всегда говорил с осторожностью и не называл никаких конкретных сроков окончания войны.

От непримиримости к компромиссу

Со временем украинский президент стал проявлять все бóльшую готовность к компромиссам. Если осенью 2022 года, когда Путин объявил об аннексии четырех украинских областей, Зеленский подписал указ о запрете переговоров с ним, то в 2024-м уже предлагал провести референдум об условиях проведения таких переговоров и уступках — в первую очередь территориальных, — на которые Украина готова пойти ради завершения войны.

Эволюция отношения украинского президента к самой возможности мирного соглашения шла не сама по себе, а под давлением общественности. В 2022 году, после успешного контрнаступления в Харьковской и Херсонской областях, украинцы были уверены в скорой победе и не видели необходимости в уступках россиянам ради заключения мира в кратчайшие сроки. Тогда эту идею поддерживали всего 10% избирателей.

ВСУ в освобожденном в ходе контрнаступления 2022 года Изюме
ВСУ в освобожденном в ходе контрнаступления 2022 года Изюме

Весной 2024 года, когда стало ясно, что война затягивается, доля сторонников территориальных уступок выросла до 33%, к началу 2025-го — до 50%, но потом поползла обратно. В настоящий момент большинство опрашиваемых украинцев категорически против любых территориальных уступок, не говоря уже о том, чтобы уступать территории, еще не занятые российскими войсками, как того требует Путин. На это готовы пойти только 15% украинцев.

Самые ярые противники отказа от территорий — это военнослужащие. В Вооруженных силах Украины сейчас служат тысячи человек из оккупированных регионов, для которых желание вернуться домой было одним из главных мотивирующих факторов при зачислении в армию. Конечно, найти отдельные статистические данные, которые включали бы только военнослужащих, невозможно (по крайней мере в открытом доступе), однако и многочисленные сообщения в прессе, и опыт личного общения с солдатами и офицерами подтверждают: несмотря на усталость и опасности, с которыми сопряжена армейская служба в военное время, подавляющее большинство военных не видят смысла заканчивать боевые действия до освобождения всей конституционной территории страны.

Самые ярые противники отказа от территорий — это военнослужащие

«Война не закончится, пока наши территории находятся под оккупацией. Остановка боевых действий сыграет на руку врагу, даст ему возможность подготовиться к новым атакам и укрепиться на захваченной территории. Нельзя останавливаться. Нельзя оставлять войну детям и внукам, надо заканчивать ее самим», — говорит боец одной из бригад, воюющей на запорожском направлении.

С ним солидарен военнослужащий, который служит на Сумщине. «Война — это очень страшно, но мир, заключенный до того, как Украина вернется в свои законные границы, для меня еще страшнее. Сейчас хотя бы всë понятно: вот враг, его надо убить или прогнать. А как будет выглядеть мир, в котором враг будет всë тот же и всë так же топтать нашу землю, но мы не будем иметь права стрелять в него, — я не знаю. Думаю, этот мир мало кому понравится», — считает он.

Выходит, что решение об обмене регионов (пусть даже без официального признания их за Россией) в глазах военных выглядело бы как предательство со стороны властей Украины. Похоже, желание избежать открытого конфликта с собственными Вооруженными силами было одним из основных мотивов, благодаря которому появилась сама идея референдума об уступках. Кроме того, с помощью этого инструмента ответственность за возможные уступки врагу можно разделить с избирателями.

Желание избежать конфликта с собственными Вооруженными силами было одним из основных мотивов, благодаря которому появилась идея референдума об уступках

Теми самыми, которых российская пропаганда, в свою очередь, стремится стравить между собой и настроить против власти. Украинцев пытаются расколоть на «западных» и «восточных», военных и гражданских, уклонистов и охотящихся за ними ТЦК-шников. В этих же целях работает и террор — сознательное уничтожение ВС РФ гражданской инфраструктуры и убийство дальнобойными ракетами и беспилотниками людей в городах за сотни километров от линии фронта.

Задача таких ударов — выставить власти Украины неспособными защитить людей в тылу, внушить обществу чувство страха и в конечном итоге спровоцировать массовые выступления с требованиями «мира любой ценой». Однако за три с половиной года полномасштабной войны украинцы вышли на массовые уличные протесты лишь один раз, и это никак не было связано с российскими провокациями.

Что действительно влияет на доверие

В июле Офис президента попытался лишить независимости Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП), которые начали подбираться к людям из окружения первых лиц государства. Это ощутимо подорвало рейтинги Зеленского. В июле доля тех, кто заявил о недоверии президенту, впервые за полгода превысила 30%. По стране прокатилась волна демонстраций против действий властей. Требование протестующих не покушаться на самостоятельность главных антикоррупционных структур Украины поддержали Евросоюз и США, и властям пришлось отказаться от планов подчинить их себе. Но сама эта попытка дорого обошлась президенту.

Уровень доверия украинцев к Владимиру Зеленскому
Уровень доверия украинцев к Владимиру Зеленскому
Киевский международный институт социологии

Динамика ответов на вопросы о доверии Зеленскому достаточно показательна. Так, на графике заметны резкий рост недоверия президенту в начале 2024 года и близкое к рекордному увеличение доверия год спустя. Первый пик приходится на период, когда стало известно о конфликте между Владимиром Зеленским и занимавшим в то время пост главнокомандующего ВСУ Валерием Залужным. Залужный — бесспорный лидер всех рейтингов симпатий украинцев с самого начала большой войны, и любой конфликт с ним крайне негативно отражается на его оппонентах.

Второй пик — доверия — возник после прихода к власти в США Дональда Трампа и его попыток принудить Украину к отказу от своих территорий. На фоне провокационных заявлений Трампа и инициированной им приостановки военной помощи США рейтинг Зеленского заметно вырос.

Можно предположить, что без «фактора Трампа» доля тех, кто не доверяет президенту, колебалась бы на уровне около 30% при 55–60% доверяющих. Однако этот фактор срабатывает вновь и вновь. Дискуссия об уступке территорий, возобновившаяся после встречи Путина с Трампом на Аляске и переговоров Зеленского и европейских лидеров с президентом США в Вашингтоне, в украинском обществе воспринимается как предательство со стороны американцев — то есть как кризис, и довольно серьезный. А в моменты кризисов общество склонно к сплочению вокруг лидера, поэтому стоит ждать нового подъема рейтингов Зеленского, если он, конечно, останется достаточно тверд.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari