

Переговоры о прекращении огня в Газе возобновились сразу после прекращения военных действий между Ираном и Израилем. Казалось бы, теперь, когда главный вдохновитель антиизраильских террористических группировок обессилен, переговоры должны пойти проще. Проблема, однако, в том, что согласия по поводу будущего сектора Газа и Палестины в целом нет даже среди самих палестинских движений, не говоря уже об Израиле и арабских странах. Без этого любое прекращение огня рано или поздно будет обречено на провал. В итоге ни у Израиля, ни у арабских государств региона, ни у международных организаций, ни у палестинских движений нет представления о том, кто и как должен управлять палестинской территорией после изгнания ХАМАС, если это вообще случится.
Содержание
Поддержка палестинской государственности
Почему евреи и арабы делят Палестину?
Откуда взялся принцип «двух государств»?
Когда начался конфликт между арабами и евреями?
Судьба палестинских арабов
Варианты урегулирования на сегодня
Единства мнений нет
Поддержка палестинской государственности
На данный момент большинство членов международного сообщества сходятся в том, что решение палестино-израильского конфликта должно основываться на принципе «два государства для двух народов». Это подразумевает мирное сосуществование еврейского государства Израиль и арабской Палестины.
Сейчас Государство Палестина признают 147 из 193 стран — членов ООН. Есть и другие желающие присоединиться к списку. Предполагалось, что это будет сделано на не состоявшейся в июне из-за иранской войны конференции ООН в Нью-Йорке или сразу после нее. Среди тех, кто готов к признанию, — Мальта. Колеблются Франция и Великобритания. Накануне майского визита президента США Дональда Трампа в страны Персидского залива появились неофициальные сообщения, что и он объявит о признании Палестины.
Однако этого не случилось — возможно, из-за срыва переговоров о прекращении огня в Газе и возвращении заложников. Более того, по данным катарского издания The Middle East Eye, Вашингтон предостерег Париж и Лондон от признания Палестины в одностороннем порядке вне рамок урегулирования палестино-израильского конфликта, а также был против проведения конференции в штаб-квартире ООН.
10 июня посол США в Израиле Майк Хакаби в интервью агентству Bloomberg заявил, что в Вашингтоне утратили некогда твердую уверенность в том, что конфликт на Ближнем Востоке можно решить по формуле «два государства для двух народов». На вопрос, остается ли создание Палестинского государства целью американской политики в регионе, он ответил: «Я так не думаю!» Впрочем, позиция администрации Трампа весьма переменчива.
На вопрос, остается ли создание Палестинского государства целью американской политики, посол США в Израиле Майк Хакаби ответил: «Я так не думаю!»
Если палестино-израильский мирный процесс не возобновится в ближайшей перспективе, ряд стран будет готов продолжить путь к признанию Палестинского государства в одностороннем порядке. Так, Хэмиш Фалконер, замминистра по делам Ближнего Востока в британском правительстве, сообщил в начале июня депутатам парламента, что мнение Лондона меняется.
«Одной из причин, по которой традиционная позиция правительства Великобритании заключалась в том, что признание Палестинского государства должно произойти в конце или во время процесса урегулирования, была надежда, что мы будем двигаться к решению с двумя государствами», — цитирует его газета The Guardian. По словам Фалконера, на изменение позиции Лондона повлияла в том числе риторика некоторых членов израильского правительства, свидетельствующая о том, что они больше не привержены решению на основе принципа «двух государств».
Прежде чем признавать Государство Палестина, британцы хотят гарантий, что ХАМАС будет исключен из формулы управления сектором Газа. Аналогичной позиции придерживается Франция. Собственно, на этом базируется план будущего Газы, предложенный арабскими странами, да и сам ХАМАС говорил, что готов вернуть власть в секторе официальным палестинским властям, то есть Палестинской национальной администрации во главе с Махмудом Аббасом.
Однако остается много вопросов, что будет с силовыми структурами ХАМАС и других группировок, не признающими Израиль, а также с их политическими ячейками. Поэтому некоторые эксперты предостерегают, что, признавая Палестинское государство, ЕС рискует поддержать право на существование нескольких террористических организаций, связанных с палестинским делом, а также широко распространенную в рядах Палестинской администрации коррупцию.
Признавая Палестинское государство, ЕС также рискует поддержать право на существование нескольких террористических организаций
Но среди экспертов и лидеров общественного мнения много и тех, кто считает признание Палестины справедливым, несмотря на множество нюансов, включая неготовность Израиля сотрудничать с Палестинской администрацией. А без этого взаимодействия Палестинское государство вряд ли будет жизнеспособным.
Сейчас палестинцы получают от Израиля электричество и воду, у них в обороте израильский шекель, через израильскую территорию идет экспорт и импорт. Кроме того, палестинская территория разорвана: сектор Газа отделен от Западного берега, да и там есть районы, не связанные с другими, арабские населенные пункты перемежаются с еврейскими поселениями.
Но те, кто выступают за признание Палестины, видят в этом способ давления на Израиль и проявление несогласия с его политикой. Кроме того, чем больше стран признают Государство Палестина, тем больше укрепится его легитимность и вырастет возможность самостоятельно влиять на свою судьбу на международных площадках.
Генассамблея ООН еще в 1988 году приняла к сведению провозглашение Государства Палестина на сессии в Алжире Палестинского национального совета — высшего совещательного органа Организации освобождения Палестины (ООП). Тогда из пяти постоянных членов СБ ООН Палестину признали только СССР и Китай. Но ситуация постепенно меняется.
В 2012 году Палестина получила в ООН статус государства-наблюдателя. В апреле 2015-го стала членом Международного уголовного суда (МУС) и смогла обратиться туда с вопросом о военных преступлениях Израиля на территориях, которые находятся под контролем Палестинской администрации, а также обвинить Израиль в оккупации. В феврале 2021 года палата предварительного производства МУС большинством голосов постановила, что суд может осуществлять свою юрисдикцию и проводить расследование по ситуации в Палестине, на территории, которая включает Западный Берег, Восточный Иерусалим и Газу.
В мае 2024 года резолюция Генассамблеи предоставила палестинской делегации дополнительные права, включая право заседать вместе с государствами — членами ООН, право вносить предложения и пункты в повестки дня, а также участвовать в комитетах. Единственное, чего пока лишены палестинцы, — это право голоса в ООН.
Признание также позволяет Палестине открывать посольства, заключать двусторонние соглашения и участвовать в международных форумах.
Почему евреи и арабы делят Палестину?
На протяжении веков под термином «Палестина» подразумевалась территория в совершенно разных границах. Слово имеет древнееврейское происхождение и первоначально звучало как «Палешет». Так евреи в конце II тысячелетия до н. э. именовали узкую полоску земли вдоль Средиземного моря от современного Ашдода (город на юге Израиля) до Газы, где жили филистимляне (плиштим).
Из «палешет» был образован сначала греческий, а затем латинский термин Palaestina. В 135 году н. э., после еврейского восстания во главе с Шимоном Бар-Кохбой, римский император Адриан приказал распространить термин Syria Palaestina (Сирийская Палестина) с прибрежных районов на всю территорию римской провинции Иудея, образованной на месте Иудейского царства.
После завоевания этой территории арабами в середине VII века в оборот вошел арабский вариант слова Палестина — «Филистын», который употреблялся для обозначения административной единицы в составе самых разных государств, от халифата Омейядов до Османской империи. При этом границы территории, обозначенной как Палестина, продолжали меняться — и при Римской, и при Византийской империях. В христианской традиции слово «Палестина» было и осталось синонимом для термина «Святая земля».
В ходе Первой мировой войны представители Великобритании раздали обещания как арабам, так и евреям, чтобы заручиться их поддержкой в войне против Османской империи.
В 1917 году министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур пообещал в письме лорду Уолтеру Ротшильду, представителю британской еврейской общины, создать в Палестине «еврейский очаг». Речь шла о «Земле Израиля», а не о конкретной административной единице. Это письмо вошло в историю как «Декларация Бальфура». Именно оно стало в дальнейшем основой для создания еврейского государства, а для арабов — точкой отсчета конфликта с Израилем.
«Декларация Бальфура» стала основой для создания еврейского государства, а для арабов — точкой отсчета конфликта с Израилем
Гораздо менее известно, что в 1915–1916 годах британский Верховный комиссар в Египте сэр Артур Генри Макмагон и шериф Хусейн бен Али из Хашимитской династии, король Хидажаза и хранитель святых мест в Мекке и Медине под властью Османской империи, обменялись серией писем.
В них шла речь о том, на каких условиях шериф Хусейн поддержит арабское восстание против турок. Лондон обещал назначить Хусейна королем нового арабского государства. Шериф Хусейн хотел получить под свой контроль Аравийский полуостров (за исключением порта Аден в Йемене), Ирак, Сирию (включая Ливан) и Палестину. Великобритания обозначила свои границы: «Районы Мерсина и Александретта [сегодня это Мерсин и Искендерун на востоке Турции] и части Сирии к западу от районов Дамаск, Хомс, Хама и Алеппо не могут считаться чисто арабскими и поэтому не будут включены». В этом отрывке арабы видят доказательство того, что Палестина была обещана им до «Декларации Бальфура».
В 1920 году по итогам Первой мировой войны при разделе наследия Османской империи Британия получила мандат на управление Палестиной, подразумевавший создание в Палестине «национального очага для еврейского народа». В него вошла территория по обе стороны от реки Иордан. Мандат был утвержден Лигой Наций в 1922 году.

Уинстон Черчилль в Иерусалиме, 1921 год
Однако годом ранее министр колоний Великобритании Уинстон Черчилль принял решение отдать три четверти подмандатной территории под отдельный арабский эмират Трансиордания. Первым эмиром стал сын шерифа Хусейна Абдалла, он же в 1946 году стал первым королем Трансиордании, когда эмират получил независимость. Название государства на Хашимитское королевство Иордания было изменено после первой арабо-израильской войны, когда территория страны расширилась. С учетом истории образования Иорданского королевства в некоторых кругах в Израиле есть мнение, что арабское государство на территории Палестины уже существует, и это Иордания.
Границы оставшейся части подмандатной Палестины на севере и востоке были проведены исходя из интересов Великобритании и Франции. Южная граница с Египтом осталась той же, что была проведена в 1906 году между Египтом, который уже тогда контролировали англичане, и Османской империей.
В таком виде все оставалось до 1947 года, когда ООН приняла резолюцию о разделе остававшейся под мандатом Британии части Палестины.
Откуда взялся принцип «двух государств»?
Основой такого видения стала резолюция Генеральной ассамблеи ООН, принятая 29 ноября 1947 года. Именно там идет речь о создании на территории подмандатной Британии Палестины двух государств — еврейского и арабского. Согласно нарисованным картам, границы обоих государств изначально были разорваны. Иерусалим должен был стать международным городом. План поддержали 33 страны, в том числе СССР и США, против проголосовали 13 стран, воздержались 10, включая Великобританию. Тем не менее Лондон пообещал вывести свои войска к августу 1948 года, но в итоге сделал это тремя месяцами раньше, к 14 мая.
Еврейская община подмандатной Палестины приняла план ООН, и 14 мая 1948 года, сразу после ухода британцев, была провозглашена независимость Государства Израиль.

© AFP 2024 / Intercontinentale
Арабские политики — как в подмандатной Палестине, так и за ее пределами — раздел отвергли. Они в принципе не были готовы мириться с существованием еврейского государства и обещали уничтожить его. Понадобилось несколько войн, чтобы стало понятно: Израиль не исчезнет с политической карты.
Когда начался конфликт между арабами и евреями?
Решение ООН стало результатом нескольких десятилетий противостояния между арабским и еврейским населением Палестины.
Его корни уходят в конец XIX века, когда на фоне погромов в Российской империи начинается иммиграция евреев в Эрец-Исраэль (Землю Израиля), бывшую тогда частью Османской империи. Тогда же зарождается и еврейское национальное движение, получившее название сионизм.
Это слово впервые звучит в 1890 году и объединяет группу людей, которые стремятся обеспечить возвращение еврейского народа в Эрец-Исраэль политическими методами. Термин происходит от топонима Сион, который в книгах еврейских пророков использовался для обозначения Иерусалима и стал символом утраченной родины для евреев диаспоры.
В 1896 году будущий основатель Всемирной сионистской организации Теодор Герцль выпустил книгу «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса». Год спустя на первом Сионистском конгрессе в Базеле была определена задача движения — установление для еврейского народа законно гарантированного дома в Эрец-Исраэль.
Первые антисионистские (арабские) выступления в Палестине начались 27 февраля 1920 года, после сообщения об утверждении Лигой Наций «Декларации Бальфура». Погромы в Иерусалиме и других городах продолжались четыре дня. Далее ситуация развивалась по нарастающей. В конце 1920-х годов в Хайфе шейх Изз ад-Дин аль-Кассам создал подпольную военизированную группу и начал вербовать арабских крестьян для создания подпольных ячеек, ставивших своей целью борьбу с британским мандатом и еврейским ишувом (еврейская община Палестины). Сегодня именем шейха названы боевые отряды ХАМАС.

Первые антисионистские выступления в Палестине начались 27 февраля 1920 года после сообщения об утверждении «Декларации Бальфура» в качестве основания для создания «еврейского национального очага»
Арабы протестовали против еврейской иммиграции, обвиняли евреев в росте безработицы, на ситуацию повлияла общая экономическая ситуация в Палестине и мире. При этом некоторые исторические исследования отмечают, что еврейская иммиграция и связанные с ней экономические изменения были не злом, а благом для местных арабов. По их данным, около 12 тысяч арабов работали на еврейских предприятиях, а арабский сектор подмандатной Палестины интенсивно развивался.
Средние темпы роста составляли 4,5% в год (это ниже темпов роста в еврейском секторе, но выше, чем в соседних арабских странах), и пик этого роста пришелся на начало 1930-х годов. Тем не менее арабы считают, что «Декларация Бальфура» лишила их права на самоопределение, хотя они в тот момент представляли большинство. Еврейская иммиграция рассматривалась как форма колониализма. В итоге в середине 1930-х вспыхнуло масштабное арабское восстание, которое возглавил муфтий Иерусалима Мухаммад Амин аль-Хусейни.
Восстание не достигло своих целей, но современные арабские историки считают, что оно послужило «рождению самоидентификации палестинских арабов». Параллельные процессы шли и в других районах бывшей Османской империи: там, где были по большей части разрозненные этноконфессиональные общины, зарождались современные нации и государства.
Одновременно западные державы рисовали границы будущих стран, не всегда учитывая демографию. Так, к примеру, были разделены курды, друзы, бедуины и многие другие племена и общины. Это коснулось в первую очередь Ирака, Иордании, Сирии, Ливана, Израиля и палестинцев и в будущем привело к множеству региональных конфликтов. В том числе они происходят и в наше время. Ситуация в Сирии после 2011 года — один из самых ярких примеров.
Западные державы рисовали границы будущих стран, не всегда учитывая демографию
Следующим этапом для формирования палестинской нации стали 1960-е годы, когда решением Лиги арабских государств была создана Организация освобождения Палестины (ООП), чья цель соответствовала названию. В состав ООП вошли различные палестинские группировки, чьим оружием был террор против Израиля и еврейских граждан по всему миру.
Судьба палестинских арабов
Арабы, жившие на территории подмандатной Британии Палестины, сначала оказались разделены между Трансиорданией и вторым куском мандата; после первой арабо-израильской войны 1948 года их статус оказался еще сложнее.
По итогам войны Иерусалим был разделен между Израилем и Иорданией, которая также заняла территорию Западного берега реки Иордан (израильское название Иудея и Самария), Египет взял под свой контроль сектор Газа.
Эта война породила и проблему палестинских беженцев. Согласно определению ООН, ими считаются лица, которые в период между 1 июня 1946-го и 15 мая 1948 года проживали в Палестине и потеряли свои дома и средства к существованию в результате конфликта 1948 года.
Позднее к ним присоединились арабы, покинувшие свои дома в результате войны 1967 года, известной как Шестидневная. Тогда Израиль захватил весь полуостров Синай, сектор Газа, Западный берег реки Иордан, включая Восточный Иерусалим и Голанские высоты. На присоединенных территориях началось строительство еврейских поселений. Эта политика была санкционирована и всячески поощрялась государством — и как часть создания форпостов, обеспечивающих безопасность, и как часть политики «фактов на земле».

Government Press Office/REUTERS
В 1950 году, когда ООН учредила Ближневосточное агентство по делам палестинских беженцев (БАПОР/UNRWA), их численность составляла около 750 тысяч человек. Сейчас, по данным БАПОР, право на помощь имеют 5,9 млн палестинских беженцев. Почти треть из них — более 1,5 млн человек — проживает в 58 специально созданных для них лагерях в Иордании, Ливане, Сирии, секторе Газа, на Западном берегу Иордана и в Восточном Иерусалиме. Остальные разъехались по всему миру, но ни одна арабская страна, кроме Иордании, не дала палестинцам своего гражданства, решив сохранить проблему беженцев в качестве рычага давления на Израиль.
После войны 1967 года Иордания и Египет отказались от палестинцев, живущих на территориях, которых занял Израиль, хотя между 1948-м и 1967 годом они отвечали за их судьбу. Когда в 1978 году Израиль обсуждал с Египтом мирный договор и возвращение Синая, была зафиксирована граница, не включавшая сектор Газа.
В итоге часть арабов осталась внутри территории Израиля еще в 1948 году, и они получили гражданство Израиля. К ним относятся и бедуинские племена. Некоторые из бедуинов служат в израильской армии, как и друзы, которые не относят себя к арабской общине. Отдельная категория — друзы на Голанских высотах, многие из них сохраняют сирийское гражданство, но кто-то постепенно принял израильское. Другие сначала оказались под контролем Иордании и Египта, а в 1967 году — Израиля.
Согласно резолюциям Совбеза ООН 242 и 338, занятые Израилем в 1967 году районы считаются оккупированными. Предполагается, что они с оговорками должны стать частью будущего Государства Палестина. Голаны подлежат возвращению Сирии. Синайский полуостров Израиль вернул Египту в результате подписанного между странами мирного договора в 1979 году.
Документ был основан на рамочных соглашениях между Израилем и Египтом, и в нем впервые прозвучали слова о создании автономии для палестинцев, проживающих на Западном берегу и в Газе. Это должно было стать результатом договоренностей между Израилем, Иорданией и Египтом.
Предполагался переходный период сроком на пять лет, избрание самоуправляемого органа и переговоры о постоянном статусе территорий, включая вопросы Иерусалима, границ, беженцев, еврейских поселений. Однако реализовать этот план в том или ином виде получилось лишь в 1993 году, когда были подписаны Соглашения «Осло». Египет и Иордания из этого процесса были исключены. Палестинцы в лице Организации освобождения Палестины впервые самостоятельно вели переговоры.
Тогда ООП признала право Израиля на существование и отказалась от террора. Израиль в свою очередь признал ООП законным представителем палестинского народа. На основе этих соглашений была создана Палестинская национальная администрация (ПНА). Переходный период начинался с передачи Палестинской администрации Иерихона и сектора Газа, за исключением имевшихся там еврейских поселений.

Лидер ООП Ясир Арафат, король Иордании Хусейн, президент США Билл Клинтон и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, 1996 год
AP Photo/Joe Marquette
Второе промежуточное соглашение между ООП и Израилем было подписано в Вашингтоне 28 сентября 1995 года. В рамках этого соглашения территория Западного берега была поделена на три категории. Зона А, куда вошли все города, кроме Хеврона, передавалась под полный гражданский и военный контроль палестинцев. В 2005 году, после эвакуации еврейских поселений из Газы, весь сектор стал зоной А. Хеврон был поделен на зоны А и B в 1997 году.
Зона В, в которую вошли более мелкие населенные пункты и деревни, передавалась под палестинский гражданский контроль и оставалась под военным контролем Израиля. Зона С, в которую вошли десятки палестинских деревень, оставалась под частичным гражданским и полным военным израильским контролем. Еврейские поселения и военные инфраструктуры на Западном берегу получали особый статус в зоне С.
Что касается Иерусалима, то еще в 1980 году кнессет принял закон, что город считается единой и неделимой столицей Израиля. У арабских жителей Восточного Иерусалима есть особый статус — постоянного жителя Израиля. Они имеют право жить и работать в Израиле, пользоваться системой здравоохранения и образованием, участвовать в муниципальных выборах, но не в выборах в кнессет. Статус может быть отозван, если человек проживает длительное время за пределами города или получает другое гражданство.
Попытка прийти к окончательным договоренностям была предпринята в 2000 году в Кэмп-Дэвиде, а затем в 2001 году — уже в разгар второй интифады в Табе. И тогда, и позднее предлагались разные варианты раздела территорий, решения проблемы беженцев, но компромисс так и не был найден. Израильская сторона была готова на значительные территориальные уступки, но палестинцы были не согласны с тем, что им предлагалось.
Особенно много споров было вокруг права беженцев на возвращение, а также признания палестинцами не просто права Израиля на существование, но и того факта, что это еврейское государство, хоть и с определенной долей арабского населения (21%). В Израиле очень боятся, что в результате демографического роста арабское население сможет доминировать и еврейский характер государства будет размыт. Споры вызывает и судьба Иерусалима.
В Израиле очень боятся, что в результате демографического роста арабское население сможет доминировать
В 2005 году Израиль эвакуировал все свои поселения в секторе Газа и вывел оттуда войска. В 2006-м ХАМАС выиграл выборы в Палестинский национальный совет, а год спустя силой захватил власть в Газе. Многие представители официальной администрации и ФАТХа (основной партии, на которой построены ООП и ПНА) были взяты в плен, казнены или изгнаны из Газы. С 2014 года переговоры между израильтянами и палестинцами не проводились. Сейчас, на второй год войны, начавшейся после атаки 7 октября, ХАМАС заявляет о готовности вернуть Газу под контроль ПНА, но отказывается сложить оружие.
Варианты урегулирования на сегодня
На данный момент звучат следующие варианты развития событий в Газе.
- Военный и гражданский контроль Израиля над сектором, то есть временная оккупация Газы. Этот вариант делает невозможными любые переговоры о палестино-израильском урегулировании.
- Сохранение ХАМАС у власти в Газе. Аналогично закрывает путь к переговорам.
- Возвращение в Газу ПНА под контролем арабских стран, США и Евросоюза, которые будут помогать решать вопросы безопасности и восстановления сектора Газа после войны. На реализацию этого сценария надеется бóльшая часть международного сообщества, однако он подразумевает и разоружение ХАМАС, и включение проблемы Газы в общий контекст окончательного урегулирования палестино-израильского конфликта на основе принципа «двух государств». И здесь мы снова возвращаемся к вопросу о готовности двух сторон к диалогу.
- Для израильских властей сейчас самый приемлемый вариант — сохранение за собой контроля над безопасностью в Газе и передача решения всех административных вопросов власти в Газе местным административным силам, не связанным с ХАМАС. Это могут быть клановые структуры или группировки, готовые сотрудничать с Израилем. Один из примеров — группировка, собранная Ясиром Абу Шабабом. Правда, его репутация весьма сомнительна: его обвиняют в контрабанде и наркоторговле. Так что этот вариант вызывает много вопросов, и он также исключает глобальное решение конфликта, то есть фактически ситуация на земле остается как есть.
Пока на повестке дня вновь прекращение огня в секторе Газа на 60 дней. Согласно появившейся в конце июня информации в газете «Исраэль ха-Йом», президент США Дональд Трамп и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху согласовали новый «стратегический план». Он включает следующие принципы.
- Война в Газе закончится в течение двух недель. Условия окончания будут включать в себя приход четырех арабских стран (включая Египет и ОАЭ) для управления сектором Газа вместо ХАМАС. Оставшиеся лидеры ХАМАС будут депортированы в другие страны, заложники будут освобождены.
- Несколько стран мира примут жителей Газы, которые захотят эмигрировать.
- «Соглашения Авраама» будут расширены: Сирия, Саудовская Аравия, арабские и мусульманские страны признают Израиль и установят с ним официальные отношения.
- Израиль выразит готовность к будущему разрешению конфликта с палестинцами в рамках концепции «двух государств» при условии проведения реформ в Палестинской администрации.
- США признают применение определенного объема израильского суверенитета в Иудее и Самарии.
Это все очень похоже на «сделку века» Трампа, которую он предлагал палестинцам и израильтянам в 2020 году, но тогда палестинская сторона даже не стала ее обсуждать.
Как они воспримут этот план сейчас, неизвестно, но пока в сообщениях о возможной сделке по прекращению огня ничего не слышно, к примеру, о депортации ХАМАС. Возникают и другие вопросы.
Все это будет обсуждаться в ходе визита Нетаньяху в Вашингтон. Там будет идти речь о Газе, Сирии и, конечно, Иране.
Единства мнений нет
Для израильских властей, как и для большей части израильского общества, в первую очередь еврейской общины, вопрос о создании Государства Палестина не стоит на повестке дня — отношение к нему сейчас в основном негативное.
Одна из главных причин — отказ видеть независимость Палестины как награду ХАМАС и другим группировкам за террористическую атаку 7 октября, убийство 1200 граждан и захват заложников. Кроме того, дискуссия о Палестинском государстве и его границах потенциально может еще больше расколоть израильское общество, и без того раздираемое внутренними проблемами. Террор 1990-х годов после подписания Соглашения «Осло», вторая интифада, вспыхнувшая в 2000 году, захват власти ХАМАС в секторе Газа и, наконец, нападение 7 октября вызывают у большинства израильтян негатив и недоверие к идее компромиссов с палестинцами.
«Общественность считает, что политические соглашения не улучшат безопасность страны и что создание палестинского государства представляет явную угрозу Израилю» — такие выводы были сделаны по результатам двух раундов фокус-групп, проведенных в 2024 году израильским Институтом исследований национальной безопасности (INSS).
В дополнение к этому участники исследования говорили, что Израилю следует полагаться только на военную силу, а палестино-израильский конфликт не имеет решения. Более того, создание Палестинского государства в Иудее и Самарии рассматривается как прямая угроза безопасности Израиля и как награда за терроризм.
Что касается Газы, то большинство респондентов считают, что Израиль должен сохранить контроль над сектором, чтобы не дать ХАМАС восстановить военную мощь и гарантировать отсутствие новых угроз Израилю.
Такую же картину демонстрируют и другие исследования. Согласно опросу, проведенному Pew Research Center в феврале–марте 2025 года среди 998 взрослых израильтян, только 21% респондентов считают, что Израиль и Палестинское государство могут мирно сосуществовать. Это самый низкий показатель с 2013 года, когда Pew Research Center начал задавать этот вопрос. Главным препятствием к миру три четверти опрошенных считают отсутствие доверия между израильтянами и палестинцами. Проблемой остается также статус Иерусалима и еврейских поселений в Иудее и Самарии.
Однако многое зависит от контекста и постановки вопроса. Так, согласно данным совместного опроса, проведенного Палестинским центром политических и обзорных исследований (PSR) в Рамалле и Международной программой по разрешению конфликтов и посредничеству в Тель-Авивском университете в июле 2024 года, на вопрос о выборе между региональной войной и региональным мирным соглашением, включающим палестино-израильское решение о создании двух государств и арабо-израильскую нормализацию, 65% палестинцев и 62% израильтян выбрали мир (суммарно те, кто сказали: «возможно, мир» и «конечно, мир»). 29% палестинцев и 38% израильтян предпочитают региональную войну (также суммируются оттенки «возможно» и «конечно»). Между палестинцами на Западном берегу и в секторе Газа разница в ответах оказалась минимальной. Среди граждан Израиля 55% евреев и 89% арабов предпочитают мир войне.
Немного другие цифры в том же опросе, если спрашивать конкретно: «поддерживаете ли вы или выступаете против решения, основанного на создании Палестинского государства рядом с Израилем, известного как решение о двух государствах». Положительно на этот вопрос ответили 40% палестинцев (на 7 пунктов больше, чем в 2022 году, до войны). Причем мнения жителей Западного берега и сектора Газа мало различаются — 39% и 42% соответственно. В мае 2025 года в отдельном опросе этого же центра для палестинцев остаются те же 40%, но разрыв между жителями Западного берега и Газы растет, и расклад противоположный — 45% и 39%.
В Израиле все сложнее. Там суммарно «да» сказал 31% опрошенных. Но среди еврейской общины таковых только 21% (снижение на 13 пунктов с 2022 года и самый низкий показатель с момента, когда в начале 1990-х годов задавались аналогичные вопросы), тогда как среди арабов, являющихся гражданами Израиля, — 72%.
В Израиле поддерживают создание рядом государства Палестина только 21% евреев и более 72% израильских граждан арабского происхождения
Опрос рассматривает и другие варианты решения конфликта.
— Конфедерация двух государств, в которой гражданам одной страны разрешено жить в качестве постоянных жителей на территории другой, но каждая национальная группа голосует только в своем государстве на выборах.
Будет свобода передвижения для всех, с необходимыми мерами безопасности, и Иерусалим не будет разделен, а станет столицей двух государств. Израиль и Палестина будут совместно заниматься вопросами безопасности и экономики.
За этот вариант выступают 35% палестинцев (показатель вырос с 22%) и 20% всех израильтян (по сравнению с 29% в 2022 году). При этом среди израильских граждан конфедеративное решение поддерживают 12% евреев и 52% арабов; а среди палестинских арабов — 28% на Западном берегу и 45% в Газе.
— Единое палестинское государство с ограниченными правами для евреев (33% палестинцев за) либо единое демократическое государство с равными правами для всех (это решение поддерживают 25% палестинцев и 14% израильских евреев).
— Аннексия Западного берега без равных прав для палестинцев (42% евреев-израильтян за).
В целом практика различных опросов демонстрирует, что поддержка решения по формуле «два государства для двух народов» колеблется в зависимости от того, на каких условиях планируется его осуществлять. В первую очередь — о каких территориях идет речь, насколько серьезными будут отступления от границ 1967 года и в чью пользу. Однако если говорить о палестинцах на Западном берегу и в секторе Газа, то у них нет особых расхождений по этому вопросу. Для них скорее имеет значение оценка осуществимости шансов создания Палестинского государства.
Так, в мае 2025 года 64% палестинцев считали, что решение о двух государствах больше не является практичным из-за расширения еврейских поселений, а 33% по-прежнему верили, что его можно реализовать. В Израиле ситуация резко меняется от принадлежности к общине, но правительство в основном ориентируется на еврейских избирателей.
Безусловно, общественное мнение подвержено влиянию политиков и очень зависит от текущих событий. Но пока почва для переговоров весьма хрупкая. Упомянутые в опросах альтернативы, такие как конфедерация Палестины и Израиля (а иногда даже Палестины, Израиля и Иордании) или создание единого государства, тоже весьма сомнительны в плане реализации.
Можно спорить о том, почему до сих пор мирный процесс терпел неудачу, виноваты ли в этом экстремисты с разных сторон, была или нет политическая воля к компромиссам у палестинских и израильских лидеров и кто кого хотел переиграть. Но это никак не помогает прийти к решению конфликта. Впрочем, есть те, кто считает, что конфликт в принципе нерешаем. Тем более он не решится только признанием Государства Палестина всë бóльшим числом стран и международных организаций.