Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.44
  • EUR106.25
  • OIL80.28
Поддержите нас English
  • 3788
Политика

Бессловная победа. Чем меньше говорит Зеленский, тем выше его шансы стать президентом Украины

После первого тура президентских выборов в Украине Владимир Зеленский набрал 30% голосов и вдвое опередил действующего президента Петра Порошенко. И хотя социология довольно точно предсказала такой результат, многими он воспринимается как сенсационный — все-таки, когда Зеленский объявлял о своем намерении баллотироваться, мало кто относил его к основным претендентам. Причины для такого невероятного успеха три.

Первая. За актера «95 квартала» проголосовали прежде всего те, кто думает, что образ «президента Голобородько» и Владимир Зеленский — один и тот же человек. Что Зеленский будет действовать так же, как его сериальный персонаж: жестко, бескомпромиссно, справедливо, без оглядки на олигархов и систему. «Они хотят быстро навести порядок в стране, но люди опираются не на его биографию, а на фильм», — сказал The Insider политолог Николай Давидюк.

Вторая. На выборы пришла «сердитая молодежь», которая устала от «старых» политиков и невыполняемых ими обещаний. Накануне выборов социологи не только прогнозировали результаты, но и достаточно подробно изучали электорат кандидатов. Согласно данным Киевского международного института социологии, примерно 70% избирателей Владимира Зеленского — это люди в возрасте от 18 до 44 лет. В основном это представители юга, юго-востока и востока страны. Это исторически более густонаселенные районы, там сконцентрированы важные украинские предприятия. Да и сам Зеленский оттуда — он родился в городе Кривой Рог Днепропетровской области. «По сути, Владимир Зеленский стал единственным кандидатом, который сумел обратить на себя внимание избирателей регионов, которые ранее считались вотчиной Виктора Януковича. Разница только в том, что по возрасту эти избиратели в диаметрально противоположной группе. И если обобщать совсем грубо, электоральное противостояние на этих выборах будет проходить между старшим поколением западных регионов и молодежью юго-востока и Донбасса», — говорил накануне выборов народный депутат Мустафа Найем, как раз один из тех, кого в Украине принято относить к «новым политикам».

Третья. Маркетинговый подход к выборам.

За все время перед первым туром Владимир Зеленский не провел ни одной пресс-конференции; у него не было предвыборного тура в классическом понимании с выступлениями перед избирателями и пожиманием рук (вместо этого концерты «95 квартала», постоянный повтор программ и сериалов с его участием на телеканале «1+1»); его команда аморфна, можно назвать только четырех людей, которые поддерживали связь штаба с «внешним миром» — бывший министр экономики Айварас Абромавичус, бывший министр финансов Александр Данилюк, народный депутат Сергей Лещенко, политтехнолог Дмитрий Разумков. В результате избиратель стал «приписывать» Зеленскому свои взгляды, перекладывать на него свои представления о том, как должна выстраиваться внутренняя и внешняя политика, каково место украинского и русского языка, церкви, армии, что должно быть с налогами… Зеленский стал зеркалом, в котором каждый, кто разочаровался во власти, увидел отражение того, что он хотел бы изменить.

Поломав привычный для Украины ход выборной кампании, Зеленский также отказался от дебатов (вернее, он предложил Порошенко дебатировать по своим правилам — на стадионе, превратив это все в шоу). Впрочем, от одного Зеленскому отказаться будет уже сложно — он обещал, что представит Украине своих кандидатов на посты, которые относятся к президентской квоте: министры иностранных дел и обороны, глава Национального банка, генеральный прокурор, начальник Генерального штаба. 

За актера «95 квартала» проголосовали прежде всего те, кто думает, что образ «президента Голобородько» и Владимир Зеленский — один и тот же человек

При этом на популярности Зеленского не особенно сказывается главная претензия, которую предъявляют к нему его конкуренты — они заявляют, что актер не самостоятелен в принятии своих решений: «Судьба свела меня во втором туре с марионеткой Коломойского», — заявил Петр Порошенко в своем штабе во время оглашения результатов exit-poll. Связь между беглым олигархом Игорем Коломойским, который за время президентства Петра Порошенко лишился своего главного актива — крупнейшего банка в стране «Приватбанка», и Владимиром Зеленским действительно есть. С 2012 года все шоу «95 квартала» выходят в эфире принадлежащего Коломойскому телеканала «1+1». Зеленский регулярно летает на дни рождения к бизнесмену. Естественно, он отрицает любое влияние со стороны Коломойского. Отношения с олигархом он называет «рабочими», а в одном из немногочисленных интервью, отвечая на вопрос, вернет ли он Коломойскому «Приватбанк», если станет президентом, Зеленский сказал: «Чего вдруг? Чего вдруг я это буду решать? Или вы что думаете, я пошел в президенты, чтобы возвращать банк? Нет. Я не собираюсь никому ничего возвращать».

Возникает логичный вопрос: откуда у Зеленского деньги на кампанию? Согласно данным Центризбиркома, до первого тура на гонку он потратил почти 103 млн гривен. Основной источник этих средств — перечисления физических лиц (более 68 млн гривен). Ушли на предвыборную кампанию около 11 млн гривен собственных средств кандидата и 15,7 млн средств партии «Слуга народа». Перечисления юридических лиц составили более 7 млн гривен. Для сравнения — предвыборная кампания Петра Порошенко обошлась ему в 415 млн гривен. Президент утверждает, что это его личные средства.

Проигрыш Порошенко

Кампания Петра Порошенко — полная противоположность кампании Владимира Зеленского — ориентировалась на «рацио» и оказалась провальной. Неполные 16% для действующего президента воюющей страны, который считает своим главным противником Путина, олицетворяющего все то зло, с которым столкнулась Украина в последние годы; человека, который принес в страну безвизовый режим и приложил максимум усилий для появления в Украине поместной, самостоятельной церкви; главы государства, при котором начался экономический рост — это приговор ему как политику.

«Если Порошенко сумеет изменить формат восприятия ситуации с эмоционального на рациональный, у него появляются некоторые шансы. В противном случае в его арсенале остаются только нечестные методы. Я думаю, у Порошенко и его штаба есть надежда на то, что Зеленский совершит ошибку, что-то ляпнет — про зарплату учителей или про Путина, но в штабе Зеленского ведь не идиоты, я в такую ошибку верю с большим трудом», — предполагает политолог Андрей Окара.

Если за главнокомандующего не голосует армия, созданием, укреплением которой так гордится Петр Порошенко, значит, дело не только в плохой памяти избирателей

Ученым еще предстоит разобраться с мотивами голосующих, но если уж за главнокомандующего не голосует в полном составе армия, созданием, укреплением которой так гордится Петр Порошенко, значит дело не только в плохой памяти неблагодарных избирателей, но и недостаточности усилий власти. Так, согласно данным портала Цензор.net, в зоне проведения Операции объединенных сил военнослужащие голосовали на 73-х участках и проголосовали так: Петр Порошенко — 11580 голосов, Владимир Зеленский — 11255.

Война — самое сильное место кампании Порошенко и самое слабое — Зеленского

Действующий президент шел на выборы как личный враг Владимира Путина, позиционировал и будет позиционировать себя в оставшиеся три недели как единственного, кто может противостоять агрессии. «Россия так и не прекратила свои имперские амбиции, она не прекратила посягать на Украину. И сегодня мы, украинцы, сломали российский сценарий первого тура. Потому что точно не Порошенко они хотели бы видеть во втором туре. Ничего у вас не вышло». Кандидат не скрывает, что российскую карту он рассчитывает разыграть и во втором туре. «А теперь позвольте мне выразить предположение. Друзья и недруги Украины из России, украинцы точно так же сломают вам сценарий и второго тура. Увидите», — сказал Порошенко.

У Зеленского же четкого плана в отношении России нет, в его штабе признают, что стоит и дальше придерживаться «Минских соглашений», и на этом все. Создается ощущение, что лидер предвыборной гонки растерян, воспринимать его слова и считать это стратегией всерьез не получается: 

«Наша цель — сохранить людей. И придется говорить, хотим мы или нет. Хоть с чертом лысым готов говорить, лишь бы не умирали люди… Первый шаг — прекратить стрельбу и развивать свою страну» (25 декабря 2018 г.)

«Если я встречусь с господином Путиным, я ему скажу: «Ну наконец-то вы вернули наши территории. Сколько готовы еще компенсировать денег за то, что отобрали наши территории и помогали людям, которые участвовали в эскалации ситуации вокруг Крыма и Донбасса, помогали им на всем их страшном, жестоком, отвратительном пути?» (31 марта 2019 г.)

Три недели до указа

В истории украинских президентских выборов был только один случай, когда кандидат, оказавшийся по итогам первого тура на втором месте, смог переломить ситуацию и стать президентом. Это было в 1994 году. Тогда в первом туре Леонид Кучма проиграл 7% Леониду Кравчуку (31,17% — 38,36%). Во втором туре Кучма одержал победу со счетом 52,14% — 45,06%. Еще были выборы 2004 года, когда в первом туре победил Виктор Ющенко, а по итогам второго тура президентом был объявлен Виктор Янукович. Как результат — «Оранжевая» революция, третий тур и принятие присяги президента Виктором Ющенко.

Гипотетического повторения Майдана в Украине не заявлено в стратегии ни Порошенко, ни Зеленского. Якобы такие планы были в штабе другого кандидата — Юлии Тимошенко. Однако еще до выборов она назвала информацию о такой возможности слухами. «Хочу сейчас успокоить всех, кто меня слышит. Я знаю, что сейчас как-то агрессивно нагнетается ситуация в стране — о каких-то новых майданах, восстаниях, силовых. Могу вам сказать — ничего подобного не будет», — сказала Тимошенко за несколько дней до голосования. Спустя два дня после голосования, 2 апреля, Тимошенко заявила, что даже не планирует подавать в суд и опротестовывать результаты первого тура выборов. «Выборы (были) Порошенко сфальсифицированы, он не должен быть во втором туре, он туда прорвался нечестным путем. Сейчас, я знаю, перед вами стоит вопрос, пойдем ли мы как команда в суд обжаловать эти результаты? Могу сразу сказать, что мы не пойдем в суд», — заявила она на пресс-конференции.

Сможет ли Петр Порошенко во втором туре сократить разрыв и вырвать победу у Владимира Зеленского? Для этого ему нужно преуспеть в как-то кардинально новом посыле к избирателям. Президент уже анонсировал некий прорыв в вопросе возвращения оккупированных территорий. «Политико-дипломатическим путем сразу же после 21 апреля мы начинаем очень важный этап возвращения украинского суверенитета на оккупированной территории Донбасса <...>, через международную платформу <...> мы возвратим наших бойцов, которые находятся в подвалах оккупированного Донбасса», — заявил он 31 марта. Возможно, сейчас, когда перспективы не переизбраться на второй срок приняли очень конкретные очертания, Петр Порошенко конкретизирует свои планы и предоставит более развернутую стратегию.

Ничьи голоса

Ни Юлия Тимошенко (3-е место), ни Анатолий Гриценко (5-место) не намерены поддерживать никого из фаворитов гонки. И тому есть объяснение. Прежде всего, лидеры «Батькивщины» и «Громадянської позиції» всю кампанию провели, оппонируя Порошенко, критикуя его за недостаточные усилия в реформировании Украины. Зеленский для них — слишком молодой и неопытный противник. Как заявила Юлия Тимошенко, комментируя в одном из своих интервью рейтинг «Зе», — это все равно «что делать борщ из Чебурашки, это, возможно, креативно и это какой-то эксперимент, но это точно невкусно» (Зеленский в ответ заявил, что Тимошенко — «скисший борщ и вчерашний»).

Но не только это удерживает проигравших от поддержки одного из фаворитов. В октябре в Украине пройдут парламентские выборы. Если открыто поддержать Порошенко, критикуемого на протяжении всей кампании, или Зеленского, чьи шансы на президентство выше, но у которого нет ни малейшего представления об управлении страной — их собственный электорат может этого не простить.    

Есть еще № 4 украинских выборов — пророссийский кандидат Юрий Бойко, слетавший перед первым туром в Москву на встречу с премьером Дмитрием Медведевым. Его поддержки наверняка не хотят сами фавориты, поскольку в таком случае они автоматически потеряют доверие украинских патриотов.

Подставить политическое плечо могли бы те же «молодые украинские политики». В их числе народные депутаты Мустафа Найем, Сергей Лещенко, Светлана Залищук — все трое прошли в Раду по спискам Блока Петра Порошенко, но в начале этого года написали заявления о выходе из фракции. В списке «еврооптимистов» Алексей Рябчин (фракция «Батькивщина»), Виктория Пташник, Егор Соболев (оба — фракция «Самопомощь») и ряд других депутатов. Все они имеют конкретную партийную прописку, а значит, разделяют логику кандидатов от конкретных политических сил. Больше всего среди «еврооптимистов» в итоге оказалось сторонников Анатолия Гриценко, ни один из перечисленных не поддержал Петра Порошенко, Сергей Лещенко сейчас сотрудничает со штабом Зеленского, «еврооптимисты» из числа «Батькивщины» поддержали Юлию Тимошенко. Справедливости ради стоит сказать, что во время выборов как единое движение они себя не проявили: на их странице в Facebook президентская кампания прошла незамеченной, а последний пост датирован 8 марта.   

В числе неопределившихся кандидатов в президенты, имеющих хоть какой-то значимый рейтинг, и Игорь Смешко (6-место, 6,03%, более 1 млн голосов избирателей). Генерал-полковник, бывший глава Службы безопасности Украины (2003–2005), человек, возглавлявший при президенте Порошенко Комитет по вопросам разведки. Некоторые называют его обладателем «золотой акции». Сообщается, что штаб Зеленского уже начал вести с ним переговоры, обещая ему пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны. Официально эта информация не подтверждена. 

Автор Валерий Калныш, главный редактор Радио НВ (Украина)

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari