«Однако корни российского парламентаризма как народного представительства и демократических начал нашего общества уходят далеко вглубь времен. Пока в большинстве европейских стран правили монархические династии, в Древней Руси главные вопросы решались через народное самоуправление. Новгородским и псковским вечем, земскими Соборами, думами. «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и потому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом», — писал византийский исследователь Прокопий Кесарийский в VI веке о прямой демократии на Руси. Избрание Собором на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 году — важное свидетельство значимости этого института как выразителя общенародной воли. В ХVIII веке появился новый формат народного представительства — так называемые «Уложенные комиссии». В XIX веке Россия продолжила движение в развитии парламентаризма — при Александре I был учрежден Государственный Совет. При Николае II в 1906 году была избрана и созвана Государственная Дума. У российского парламентаризма тысячелетняя история и уникальный опыт развития. Западным «доброжелателям» покоя не дает тревога за судьбу демократии в России. Успокойтесь! У нашей страны есть свой ген демократии. Вживлять чужой не нужно. Да и никому мы это не позволим».
Вячеслав Володин, председатель Государственной думы
«Существует легенда, что Новгород управлялся вечем. По словам легенды, к слову сказать, ни на чем не основанной, управление происходило так. Посреди города на площади висел колокол. Когда у новгородцев появлялось желание посчитать друг другу ребра и зубы, они... принимались звонить в колокол. Моментально площадь покрывалась народом. Ремесленники, купцы, приказные, даже женщины и дети бежали на площадь с криком: «Кого бить?» Вмиг начиналась всеобщая, прямая, равная, тайная и явная потасовка. Когда драка переходила в поножовщину, князь высылал своих людей и разнимал дерущихся.... Возмущенные нарушением своих прав — свободно сворачивать друг другу скулы, — новгородцы кричали князю: «Уходи, ваше сиятельство! Не мешай свободным людям ставить друг другу фонари». Но князь не уходил, а уходили с площади сами новгородцы. «Уходим потому, что сами так хотим! — говорили гордо новгородцы. — Не захотели бы и не ушли». «Ладно! Ладно! — отвечали князевы люди, подбадривая новгородцев ударами в спину. — Поговорите еще...» Действительно ли существовало когда-либо в Новгороде вече, трудно установить. Иностранные ученые склонны думать, что вече существовало. «Но, — добавляют они, — звонить в вечевой колокол имел право только князь новгородский, а чтобы никто из новгородцев не мог звонить в колокол, возле него был поставлен городовой».