Против всеобщего избирательного права
И вот, конечно, удивительный вопрос: как так получилось, что советская пропаганда… стала просто ортодоксальной точкой зрения для того, что в Америке называется mainstream media… Как получилось, что советская ложь превратилась в политическую корректность? У меня, к сожалению, есть печальный ответ на этот вопрос. Этот ответ называется: всеобщее избирательное право… «Вы гей? Вы угнетены. Вы афроамериканец? Вы угнетены. Вы мексиканец? Вы нелегальный мигрант? Вы женщина? Вы должны знать, что вы угнетены, а мы вам поможем». И каждая категория здесь, может быть, является меньшинством, но все вместе они, конечно, создают большинство… И я бы хотела вам заметить, что если бы на Западе не было всеобщего избирательного права… то 90% надуманных вопросов, которые мы сейчас видим в Европе и в чуть меньшей степени, но все равно видим в Америке, они исчезли бы сами по себе… Но сейчас мы видим еще более печальную историю с всеобщим избирательным правом. Оно создает внутри даже богатых обществ такие проблемы, которые могут оказаться гораздо более существенными…
Невозможно дать участие в управлении человеку, не понимающему государственных интересов. Это значило бы принести высшие начала, общее благо в жертву личной свободе, тогда как вся общественная жизнь держится подчинением личного начала общественному. Поэтому неспособные должны быть устранены от участия в политических правах. Это признается во всех государствах в мире, даже самых демократических, где свобода лежит в основании всего государственного устройства. Везде женщины и дети, как неспособные, лишены политических прав, хотя они, как свободные лица, пользуются правами гражданскими. Если некоторые демократы, даже весьма серьезные, как Милль, требуют права голоса и для женщин, то это странное непонимание различного назначения полов остается одиноким заблуждением. Здравый смысл человеческого рода до сих пор не допускал приложения этой идеи к законодательству. Впрочем, и эти писатели требуют для женщин политических прав не во имя свободы, а во имя способности, считая женщину столь же способною в государственной жизни, как и мужчину.
Борис Чичерин (1828–1904), русский правовед. «О народном представительстве»