Протоиерей Всеволод Чаплин успел выступить с рядом громких заявлений, после того как в конце декабря был отстранен с поста руководителя синодального отдела по взаимодействиям Церкви и общества - в том числе он подверг критике патриарха, обвинил РПЦ в излишнем бюрократизме и начал собирать подписи за выборность священников. Теперь же, по его словам, его пытаются лишить выхода «почти во все российские СМИ». В интервью The Insider Чаплин рассказал о цензуре, о внутрицерковной бюрократии и о том, каких именно чиновников должна критиковать РПЦ.
- Вы заявили о цензуре, которая в последние дни коснулась ваших выступлений...
- Действительно, в ряде СМИ были отменены эфиры и интервью, были убиты несколько моих телепрограмм на телеканале «Спас» и на радио «Комсомольская правда» (программа «220 вольт»), все это произошло в течение буквально нескольких дней, так что не увидеть здесь тенденцию сложно. Я, правда, благодарен людям, которые стали звонить и предлагать высказаться на разных сайтах и на нескольких радиоканалах – что ж, если это людям надо, будем это делать.
- Эта цензура была организована церковью или администрацией президента?
- Я думаю – и это лишь мое мнение – что это было инициировано РПЦ через Администрацию президента.
- А как происходит это взаимодействие?
- Через «позвоночное право»?
- Через кого конкретно?
- Не хочу конкретизировать.
- Если говорить безотносительно вашего случая – как сейчас строится симфония церкви и государства?
- Симфония государства и церкви, с моей точки зрения- это правильная вещь, но она не предполагает ситуацию, при которой люди лишены возможности слышать те голоса, которые они хотели бы слышать. Почему-то считается, что критиковать церковные порядки и предлагать изменения ни в коем случае нельзя, хотя даже при государственной деятельности критиковать действия президента и правительства, в общем, можно, это делают достаточно активно. Это табу я считаю неправильным. Это искаженное понимание церковности. Даже с Папой римским спорить в католической церкви можно. Боюсь, что не которые еще не поняли, что на самом же деле сегодня власть изменилась, она сегодня у тех, кто формулирует идеи и высказывает их, а вовсе не у тех, кто пытается заставить других замолчать. Это многим понимать не хочется, но, я думаю, в конце концов придется.
- Если церковь, действительно, уподобляется закрытой бюрократической структуре, наподобие нашего государство, то там, в ее администрации, должны быть и какие-то серые кардиналы, вроде Суркова или Володина. Можете назвать какие-то значимые фигуры?
- Я не хотел бы ни в чью сторону бросать камни, отношения с Администрацией президента в течение долгого времени поддерживал ваш покорный слуга. Но дело тут не в конкретных людях, они только исполнители. Дело в том, что в церкви формируется псевдо-культуру, где звучит только один голос – голос святейшего патриарха, а это неправильно. Понятно, что в церкви есть своя бюрократия, я много лет в ней проработал и отчасти ее сам и создавал. Но бюрократия – это не главное. Церковь – это живой организм с большим количеством людей, у которых есть, говоря библейским словом, разномыслия. Эти люди могут по-разному смотреть на те или иные вопросы, и без такой культуры церковь может перестать быть церковью.
- А критика может быть направлена только на сами церковные порядки или, например, на чиновников тоже? И на кого, например?
Известно, что это проект господина Хуснуллина и у церкви есть не только право, но и долг сказать, что он не прав
- Таких примеров много. Вот сейчас в Москве строится так называемая северная рокада, которая пройдет через Кусковский парк, жилые районы и в 60-70 метрах от древнего храма. Известно, что это проект господина Хуснуллина и у церкви есть не только право, но и долг сказать, что он не прав. Люди пишут на эту тему письма церкви, были сделаны ходатайства на очень высоком уровне, но они остались без реальной реакции. В таких случаях реакция должна быть общеизвестной. Еще один случай – в Москве строится жилой комплекс рядом с древним храмом Воскресения в Кадашах, также имели место церковные ходатайства, я не знаю кто отвечает за это строительство, но и по поводу него тоже можно и нужно высказаться. Также есть известная церковная позиция по абортам, мы считаем что можно и нужно, чтобы люди платили за них сами, нам были обещаны некоторые взаимоприемлемые решения. Год прошел, воз и ныне там, известно, что противником церковного предложения выступала госпожа Голодец. Почему бы не сказать прямо, что она тут неправа? Чиновники должны привыкать, что если церковь о них высказывается на 51% положительно и на 49% орицательно – они должны быть рады и не ожидать, что их будут только хвалить, что бы они не делали.
- А церковь может критиковать кого-то кто к ней не имеет прямого отношения? Скажем, она может высказываться в связи с громкими коррупционными делами, как, например, в связи с братьями Ротенбергами или делом Чайки?
- Можно высказываться, конечно только надо помнить о презумпции невиновности и о том, что не каждая общественная кампания справедлива.
- Было бы здорово, если бы церковь более жестко высказывала позицию в отношении многочисленных скандальных эпизодов с ее представителями, как, например, с игуменом Тимофеем, который на спортивном BMW с дипломатическими номерами, будучи пьяным, попал в ДТП. Складывается впечатление, что церковь иногда таких священников выгораживает.
- Выгораживать не надо и, как мне кажется, в этом случае решение было принято достаточно определенное, но решение надо принимать в тот момент, когда был установлен факт преступления или безнравственных действий. Если про кого-то пишут плохо в интернете – это еще не повод его осуждать, кампании публичной травли мы помним еще по советскому времени.
- А как вы относитесь к тому, что появляется множество священников на дорогих иномарках и ведущих образ жизни весьма далекий от большинства россиян.
- Священник должен жить так, как живет его средний прихожанин, то есть священник в Москве должен жить не хуже, чем средний москвич. Могут священнику подарить и машину, могут подарить и жилье, дать еще какие-то пожертвования – такова наша древняя традиция. Но вот явно безнравственные действия, а тем более преступные – это уже заслуживает осуждения.
- Вы уже упоминали Римского Папу, но Франциск популярен отчасти из-за того, что известен своей скромностью, не стесняется мыть ноги нищим или больным СПИДом.
- Патриарх совершает омовение ног, только вы, наверное, об этом никогда не слышали. Это такой, достаточно ритуальный жест, как и в случае с Ватиканом, в Великий четверг патриарх омывает ноги духовенству. А по поводу Римского папы – тоже не надо обманываться. Папские визиты обеспечиваются еще большим числом специально нанятых людей, чем визиты патриарха. Он живет в гостинице, но не отказывается от своей официальной резиденции, ездит в окружении большого количества охраны, так что на самом деле Ватикан тратит на своего главу гораздо больше, чем русская церковь на патриарха. У патриарха должны быть представительские возможности, должна быть возможность достойно встретить главу государства в своей резиденции, организовать обед, прием – вот только надо чтобы весь бюджет церкви был открытым и прозрачным.
- А вы сами представляете, откуда берутся доходы церкви?
- Это отчисления от епархий и приходов, а также доходов предприятия Софрино, гостиницы Даниловская и другой церковной собственности.
- Как по-вашему меняется общественное мнение в отношении церкви в последнее время? Не видите ли вы имиджевых проблем у РПЦ?
- Понимаете, с одной стороны нам надо быть более открытыми для вопросов, с любой стороны – консерваторов, либералов. И в то же время нам надо не боятся быть верным своим традициям, своему строгому нравственному взгляду на мир, а самое главное христовой правде, которая в том, что истина только одна и путь к богу только один, никаком плюрализма в этом быть не может.