Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.27
  • EUR108.56
  • OIL73.3
Поддержите нас English
  • 5558
Мнения

Радужное детство. Почему однополая семья - не угроза для ребенка

В середине июля московские органы опеки узнали, что двое мальчиков-сирот уже многие годы воспитываются гей-парой. Психологическая экспертиза не выявила у детей никаких проблем: они растут в любящей семейной атмосфере, отцы тщательно следят за их гармоничным развитием. Тем не менее на социальную службу было заведено уголовное дело по статье «халатность» — «недоглядели», что дети воспитываются в гомосексуальной семье. Полиция пришла с обыском к бабушке и дедушке мальчика, а также в квартиру самих мужчин, взломав при этом замки, поскольку семья уехала на лето из Москвы. Вернутся ли теперь они в Россию, неизвестно.

Когда речь заходит о равноправии однополых пар, одной из самых дискуссионных и эмоциональных тем до сих пор остается вопрос воспитания детей. Еще в 1973 году Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуальность и бисексуальность из списка психических заболеваний. В 1975 году их решение поддержала Американская психологическая ассоциация. В 1993 году Всемирная организация здравоохранения перестала считать однополое влечение патологией. В 1999 году Россия перешла на международные медицинские стандарты, тем самым приняв позицию депатологизации вариаций человеческой сексуальности. Да-да, в России гомосексуальность уже 20 лет официально не является отклонением или психическим расстройством, что бы там ни утверждали отдельные врачи или психологи. Этому предшествовал длительный этап исследований и научных дискуссий, главным итогом которого стало понимание того, что гомосексуальность или бисексуальность не становятся барьером для успешной социальной адаптации. Получается, что споры об однополом родительстве изначально строятся на неверной предпосылке — гетеросексуальность, гомосексуальность, бисексуальность — это нейтральная характеристика. Наличие того или иного сексуального влечения никак не характеризует человека, в том числе и в вопросе его способности к воспитанию детей. 

Да-да, в России гомосексуальность уже 20 лет официально не является отклонением или психическим расстройством

Однополое родительство исследуется на протяжении последних 50-ти лет. В 2005 году Американская психологическая ассоциация выпустила обзор 67 работ, которые показали, что воспитание в однополых семьях никаким образом не вредит детям. В 2009 году Федеральное министерство юстиции Германии опубликовало результаты эксперимента, в котором на протяжении трех лет принимали участие 1059 родителей, из которых 767 представляли однополые семьи (число нечетное, так как иногда интервью брали у обоих партнеров, иногда — только у одного). На основе интервью, взятых у родителей, была получена информация о 852 детях. 123 ребенка, воспитывающиеся в однополых союзах, ответили на вопросы персонально. Какие же были выявлены различия? Однополые родители в среднем мягче по отношению к своим детям и избегают жестких методов воспитания. В их семьях лучше развит диалог между родителями и ребенком, подход к исполнению домашних обязанностей более гибкий — он учитывает интересы и умения каждого из домочадцев. Также однополые пары уделяют больше внимание тому, чтобы ребенок общался со взрослыми обоих полов. Нетрудно заметить, что этот подход вряд ли можно назвать опасным.

Все исследования показывают, что дети из однополых семей психологически благополучно развиты и не имеют дополнительных проблем в сфере эмоционального саморегулирования или выстраивания социальных отношений. Более того, есть данные о том, что дети, воспитанные представителями ЛГБТ-сообщества, в среднем лучше учатся и более толерантны к самым разным людям.  

Профессор психологии Шарлотта Паттерсон из Американской психологической ассоциации, в своем обзоре «Родители лесбиянки и геи и их дети: обобщение результатов исследований» пишет: «О детях матерей-лесбиянок можно сказать, что они в целом вовлечены в социальную жизнь со сверстниками, с отцами, с бабушками и дедушками и со взрослыми подругами и друзьями своих матерей — как с мужчинами, так и с женщинами, как с гетеросексуальными, так и с гомосексуальными. Страхи, что дети лесбиянок и геев будут подвергаться сексуальному насилию со стороны взрослых, травле со стороны сверстников или будут изолированы в однополых лесбийских или гейских сообществах не получили никакого подтверждения».

Данные этих исследований показывают, что процент геев, лесбиянок и бисексуалов среди детей из однополых семей не больше, чем среди выросших в гетеросексуальных семьях. Например, исследование Майкла Бэйли в 1995 году показало, что 90% взрослых людей, воспитанные отцами-геями, определяют себя гетеросексуалами. При этом важно понимать, что даже если бы все дети, которые воспитывались в однополых семьях, не были бы гетеросексуальными, это не могло бы стать поводом запрещать подобное воспитание, так как сексуальная ориентация — это не вредная привычка и не аморальный образ жизни. Также исследования не выявили проблем у детей с гендерным самоопределением — того самого «непонимания, мальчики они или девочки», которым так любят пугать консерваторы.

Данные все этих же исследований показывают, что процент геев, лесбиянок и бисексуалов среди детей из однополых семей не больше, чем среди выросших в гетеросексуальных семьях

7 лет назад скандально прогремела публикация исследования Марка Регнеруса из Техасского университета, в котором утверждалось, что дети, воспитанные родителями, имеющими однополые отношения, менее психологически благополучны — больше подвержены депрессиям, суицидальным намерениям, чаще подвергаются сексуальному насилию и т.д. Подробный разбор методологии данного исследования сотнями ученых показал несостоятельность полученных выводов — например, из 3000 детей только двое воспитывались в однополой семье, а не просто имели гомосексуального родителя. Более того, сам Регнерус заявил, что родительские способности не зависят от сексуальной ориентации человека и что полученные им данные говорят больше о недостаточной поддержке однополых семей со стороны общества.


Семьи с двумя мамами тратят на своих детей на 40% больше времени, чем гетеросексуальные пары. Женщины в гетеросексуальных семьях тратят на совместную деятельность со своими детям около 100 минут ежедневно — в сравнении с 50 минутами, которые тратят мужчины, живущие в гетеросексуаьном браке. Отцы, состоящие в однополом браке, тратят на детей около 100 минут в день, а в среднем дети однополых пар получали около 3,5 часов внимания в день, в то время как дети с родителями разных полов — 2,5 часа.

Несмотря на доказанную несостоятельность научной работы Регнеруса, многие до сих пор используют эти данные для обоснования недопустимости воспитания детей в однополых союзах. Вот как Регнерус прокомментировал предложение депутата Государственной думы шестого созыва Алексея Журавлева изымать детей из однополых семей: «Один российский законодатель, однако, решил, что мое исследование — подходящий повод, чтобы лишить некоторых россиян родительских прав, если станет известно об их гомосексуальном опыте. Но такой закон был бы ошибкой. Почему? Потому что и мое исследование, и многие другие исследования популяционных данных неоднократно доказали, что для детей важны прежде всего близкие отношения с родными и стабильность в семье. Автор этого законопроекта игнорирует эти основные выводы». Разумеется, критика ученого никак не повлияла на тех, кто устраивает в России гонения на однополые пары.

Воспитание однополыми парами разрешено во многих странах Европы, а также в Северной, Латинской Америке и Австралии. При этом такие показатели как насилие в отношении детей, ранняя смертность, детские суициды гораздо выше именно в России, а не в странах, где легализованы однополые браки. Есть еще один популярный аргумент — не нужно позволять ЛГБТ-семьям воспитывать детей из-за того, что это может привести к их травле в школе. Мол, мы-то, просвещенные взрослые, толерантны, а вот дети-дикари будут гнобить. Но никакой отдельной проблемы травли детей из однополых семей нет. Есть общая проблема буллинга в школе по самым разным поводам — ребенок в очках, рыжий, полный, с инвалидностью, из бедной семьи. Их родителям тоже нужно запретить воспитывать детей? Или все-таки лучше начать решать проблему буллинга? 

В головах большинства людей укоренилось представление, что родительство — это нечто естественное, знание, данное от природы. Но реальность это опровергает. Наши представления о родительстве формируются социальными нормами и культурными традициями. В разные исторические периоды быть отцом или матерью означало разное поведение. Несмотря на большие изменения в сфере отношений между мужчинами и женщинами, мы по-прежнему живем в патриархальном обществе, где гендерные роли, в том числе и в родительстве, разведены по различным полюсам. Мы с детства усваиваем, что есть женщины и есть мужчины — с разной психологией, которая якобы детерминирована различной анатомией и физиологией. Из «разной» психологии вытекает разделение функций в обществе и в семье. Однополое родительство — тот самый феномен, который опровергает эту систему представлений. Оказывается, гендерные роли не прибиты молотком, и способности человека в какой-либо сфере определяются не его полом, а личностными качествами. Оказывается, мужчины могут вставать по ночам к ребенку, кормить его, читать сказки, организовывать праздники, а женщины могут воспитывать заботливых и ответственных парней без какого-либо «мужского влияния». Хорошими родителями не рождаются, а становятся, и для этого нужны усилия, а не гениталии. Благополучие ребенка определяется не составом семьи, а качеством отношений. Эта простая идея порой очень сложно принимается. И если мы ее признаем, то будем «вынуждены» также признать, что разнополость — не залог воспитания счастливого ребенка. Нам всем нужно учиться быть родителями, приобретать новые умения и навыки — вне зависимости от сексуальной ориентации. Воспитание детей в однополых союзах — это не противоречивая и не дискуссионная тема. Это хорошо исследованное явление. Дети счастливы с отцами-геями, матерями-лесбиянками, бисексуальными родителями. Вопрос решен, все остальное — это частное мнение. Воспитание детей однополыми парами — такая же часть нашей реальности, как восход и закат. Для этого не нужно ничье одобрение. Другой момент — вопросы безопасности и количество проблем, с которыми сталкиваются гомосексуальные и бисексуальные родители и их дети. Это напрямую зависит от позиции государства и отношения общества. И история про гей-пару из Москвы — не про опасность геев для детей, а про опасность общественных предрассудков и авторитарного государства, которое ежедневно нарушает права людей по признаку сексуальной ориентации.

Кирилл Федоров, психолог-психотерапевт, сооcнователь движения «Психология за права человека»

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari