Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD87.96
  • EUR94.26
  • OIL85.04
Поддержите нас English
  • 301
Мнения

Малиновые береты штурмуют вузы. Насколько законны льготы «Юнармии» при поступлении?

В конце марта начальник главного штаба военно-патриотического движения «Юнармия» Роман Романенко объявил, что более 20 российских вузов будут начислять дополнительные баллы к ЕГЭ за личные достижения юнармейцев. По данным движения, созданного в 2016 году по инициативе Минобороны при поддержке президента, в нем уже 380 тысяч участников. Профессор Высшей школы экономики, председатель комиссии Ученого совета по новому приему и обучающимся ВШЭ Григорий Канторович объясняет, почему дополнительные баллы для юнармейцев противоречат современной системе приема в вузы, а возможно, и незаконны.

В этом году исполняется 10 лет с тех пор, как единый госэкзамен (ЕГЭ) стал основным инструментом поступления в вузы. Основным, но не единственным: некоторые абитуриенты имеют право сдавать экзамены прямо в учебном заведении. Другой пример — победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников и ряда других олимпиад, входящих в пересматриваемый каждый год перечень. Таких «вне-ЕГЭшников», поступивших на бюджетные места, в ведущих вузах довольно много. Например, в НИУ ВШЭ в прошлом году — более 40%.

Переход на ЕГЭ означал не просто изменение формата вступительных испытаний, но и появление нового этапа на переходе школа — университет. Раньше средняя школа для ученика кончалась сдачей экзаменов на аттестат зрелости и его получением, а высшая школа начиналась вступительными экзаменами в вуз (а для многих этим и заканчивалась). Теперь же существует особый институт, совмещающий обе функции и, что важно, не сводимый ни к школе, ни к университету, что правильно и необходимо.

Во-первых, высшее образование стало массовым, и нужно было дать абитуриентам возможность участвовать в конкурсах на поступление сразу в нескольких вузах. Во-вторых, нужно было дать выпускникам региональных школ более-менее равные шансы на поступление в лучшие университеты.

Но подробней хочется сказать о третьей причине — тотальном недоверии. Университетов — к оценкам школы, абитуриентов — к честности приемных комиссий, родителей — и к тем, и к другим. Личный жизненный опыт учил россиянина, что на выпускную школьную оценку влияют хорошие или плохие отношения ученика с учителем, подарки или иные «подношения», национальные, конфессиональные или даже спортивные расхождения между учеником и учителем. Высшие учебные заведения на собственном опыте прекрасно знали, насколько различаются «пятерки», полученные в разных школах, и доверяли только «собственной сертификации продукта». А уж о коррупционности вступительной страды, о взятках под прикрытием репетиторства, о бесправии абитуриентов перед своеволием и хамством приемных комиссий не говорил только ленивый.

ЕГЭ был необходим из-за тотального недоверия. Университетов — к оценкам школы, абитуриентов — к честности приемных комиссий, родителей — и к тем, и к другим

Введение нового института резко изменило ситуацию. Теперь за конкурсные оценки отвечает не школа и не университет, а некая «третья» структура, представляющая общество и государство. Конечно, нельзя сказать, что сразу «все стало вокруг голубым и зеленым». Долго и мучительно изживается нечестность в пунктах приема ЕГЭ, утечка заданий в интернет (и, по-видимому, не только туда), формализм и бездушие апелляционных комиссий. Были и попытки «химичить» со стороны вузов, многим памятна ситуация во Втором Меде. Но в целом вопрос об утрате доверия был решен отстранением как школ, так и университетов от возможностей существенно влиять на итоги приема. Положительную роль сыграл и «Порядок приема…», выросший с трех расплывчатых страничек до детального (зачастую излишне) регламентирующего юридического документа, позволяющего абитуриентам отстаивать свои права.

Теперь университет мог влиять на отбор своих будущих студентов только через организацию собственных олимпиад, но с 2015 года вузам дали возможность добавлять к конкурсной сумме оценок ЕГЭ дополнительные баллы за «индивидуальные достижения», как они были названы в Порядке приема. Возможно, появление баллов за индивидуальные достижения было в известной степени вызвано введением еще одного финального экзамена — сочинения в 11 классе. По замыслам авторов, дополнительные баллы за сочинение могли повысить, а точнее, создать у школьников мотивацию приложить усилия при его написании. Важно, что университет получил право, но не был обязан начислять дополнительные баллы за различные индивидуальные достижения.

Университет получил право, но не обязан начислять дополнительные баллы за различные индивидуальные достижения

Университет мог поощрить абитуриента за победу или призовое место на олимпийских играх, чемпионатах Европы и мира, за золотую или серебряную медаль по окончании средней школы, за вышеупомянутое сочинение, за победы в олимпиадах школьников, не вошедшие в утвержденный перечень, и других интеллектуальных состязаниях. Какие именно интеллектуальные состязания и в каком размере заслуживают поощрения, решают сами университеты. Максимальное количество таких баллов было ограничено двадцатью, но уже через год оно было снижено до 10.

Некоторые активности, на мой взгляд, вряд ли можно назвать достижениями, выявляющими способность к учебе. Это и спортивные победы, и наличие значка ГТО, и волонтерская деятельность. Это, конечно, важные проявления человеческой индивидуальности, но почему они должны давать преимущество при поступлении? Впрочем, я понимаю, что могут быть и другие взгляды, а набор индивидуальных достижений может характеризовать приоритеты конкретного университета, показывать, какими он хочет видеть своих студентов. Особую заботу доставляет вузу составление списка конкретных «олимпиад…и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности». Прошу прощения за длинную канцелярскую фразу, но именно так формулируется в пункте 44 «Порядка приема…» то, за что можно начислять дополнительные баллы. С учетом разных учебных программ, такой список бывает весьма велик. Например, в Высшей школе экономики специальное приложение к Правилам приема состоит из 26 листов.

Теперь вернемся к «Юнармии». Еще 19 сентября 2018 года на бланке заместителя Минобороны РФ в вузы была разослана просьба о возможности начислять дополнительные баллы выдающимся юнармейцам. Далее министерство обороны уже не просило, а предложило (впрочем, не ясно кому: университету или «Юнармии») учитывать высокие индивидуальные достижения юнармейцев во всероссийских соревнованиях, олимпиадах, играх и конкурсах военно-патриотической направленности. Если не обращать внимания на слово «юнармейцев», то все вроде бы вписывается в формулировку пункта 44 «Порядка приема…». Даже непонятно, зачем особо выделять, университет и так имеет право это сделать. Но слово «юнармейцев» многое меняет: преференций просят только для обладателей малинового берета.

Слово «юнармейцы» многое меняет: преференций просят только для обладателей малинового берета

Обратим внимание на дату. Письмо отправлено 19 сентября, а до 1 октября университеты обязаны опубликовать правила приема, принятые своим ученым советом. Если вузы положительно среагировали на письмо Минобороны, то уже полгода назад информация о льготах для юнармейцев должна была быть на сайтах и вызвать обсуждение в сетях и СМИ. Но это произошло только сейчас. Рискну предположить, что ряд вузов внес поправки в свои правила приема «задним числом» и этим привлек внимание. Если это так, то ухудшилось положение для абитуриентов, не состоящих в «Юнармии», в сроки, когда такое ухудшение нормативно недопустимо, и, на мой взгляд, Рособрнадзор обязан вернуть ситуацию к состоянию на 1 октября.

Из университетов, внявших письму Минобороны, наиболее часто упоминался в прессе НИЯУ МИФИ, прославленный ядерный университет. На его официальном сайте можно прочесть, что дополнительные баллы принесут абитуриентам не только победы в конкурсах или олимпиадах по предмету направления подготовки, но и знаки «Юнармейской доблести» 1-й, 2-й и 3-й степени (соответственно, 3, 2 и 1 балл). Визит на сайт самой «Юнармии» показывает, что серебряный и бронзовый знаки «Юнармейской доблести» (2-й и 3-й степени) можно получить «за активное участие в мероприятиях ВВПОД «ЮНАРМИЯ» (не менее трех лет) при некоторых дополнительных условиях по успеваемости. А золотой знак (1-й степени) можно получить «за активное содействие ВВПОД «ЮНАРМИЯ» в выполнении задач военно-патриотического, духовно-нравственного и физического развития молодежи».

Трудно согласиться с тем, что это все эквивалентно победе в олимпиаде и дает преференции для подготовки будущего физика-ядерщика.

Догадываюсь, что приемным комиссиям университетов, откликнувшихся на обращение Минобороны, трудно было разобраться, победителей и призеров каких конкурсов или других мероприятий, проводимых «Юнармией», стоит поощрять дополнительными баллами. А руководство этих университетов предпочло не игнорировать запрос серьезного ведомства. Вот и получилось, что интересы обеспечения равных условий отошли на второй план. Учтут ли такое отношение к себе абитуриенты при выборе вуза? Не знаю. Хотелось бы, чтобы обратили, и чтобы ведомства не просили дискриминировать абитуриентов, не входящих в патронируемые ими движения.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari