Расходы на пенсии сокращаются на 560 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к бюджету на 2018-2020 гг. Кроме того, Минэкономразвития в обновленном макропрогнозе из-за отмены индексации пенсий работающим пенсионерам ожидает падения размера пенсий в реальном выражении: в 2018 году на 0,7%, в 2019-2020 годах — по 0,6%. По данным Росстата, работающих пенсионеров в России насчитывается около 10 миллионов. Доктор экономических наук Сергей Смирнов объяснил The Insider, почему снижается реальный размер пенсий и откуда на них возьмутся деньги, когда продолжительность жизни в России увеличится до 120 лет.
Министерство экономического развития сообщает не о снижении уже назначенных пенсий, отнюдь нет. Пенсии будут индексироваться на уровне инфляции, и нынешним пенсионерам бояться абсолютно нечего -- их пенсии снижаться не будут, выплаты проиндексируют на 3,7% с 1 января следующего года. В то же время февральская индексация пенсий работающих пенсионеров отменена, а 1 августа происходит перерасчет максимум на три балла. Соответственно, реальный размер их пенсии действительно будет снижаться, потому что инфляция все-таки не 1%, а несколько больше.
Теперь о том, что имеет в виду на самом деле Минэкономразвития. В последние годы у нас в стране был экономический спад, и падал реальный размер заработной платы. К чему это вело? К тому, что реальное наполнение бюджета Пенсионного фонда России тоже сокращалось. Вроде бы объем средств вырос, но инфляция была достаточно высокая, и, естественно, реальные средства, которые туда поступили, несколько снизились по сравнению с тем, как это было, скажем, в 2013-м и 2012 году, в период экономического роста.
Теперь что происходит? Вы работаете, выходите в следующем году на пенсию, и вам назначают пенсию исходя из той заработной платы, которую вы получаете. В последние два или три года ваш реальный размер заработной платы снизился. Соответственно, ваша пенсия уменьшится по сравнению с пенсией тех, кто вышел на пенсию, скажем, в 2012-2013 или 2014 году. Правильность этого посыла и того, что имеет в виду Министерство экономики, подтверждается цифрами, которые говорят о снижении реального размера назначенных месячных пенсий. Это десятые доли процента – 0,6-0,8%. И все это соответствует тем экономическим тенденциям, которые были в 2014-2015 и 2016 годах. Одновременно реальный размер заработной платы несколько увеличился (примерно на 2%), поэтому через год или через два, если все будет относительно спокойно, эта негативная тенденция будет преодолена, и размер назначенной месячной пенсии в реальном исчислении увеличится.
Речь идет совершенно не о том, что пенсии уменьшатся у ныне действующих неработающих пенсионеров, но у страха глаза велики.
Что будет происходить дальше? Если вы вышли на пенсию, скажем, с 1 января 2018 года, ваша пенсия, скорее всего, будет меньше при прочих равных условиях, при той же заработной плате, чем у вышедших на пенсию в 2013 году. Но с 1 февраля ваша пенсия также будет индексироваться. И ниже получать вы уже не будете. Об этом и заявили в министерстве. Речь идет совершенно не о том, что пенсии уменьшатся у ныне действующих неработающих пенсионеров, но у страха глаза велики.
Размер пенсии сегодня зависит не только от стажа, но и от размера оплаты труда. Сейчас средний размер пенсии – около 13 тыс. руб. Это страховая пенсия, и она значительно превышает прожиточный минимум, примерно на 30%.
Если говорить о мотивации работающих пенсионеров, она у всех различна в момент, когда они решают остаться на работе после наступления пенсионного возраста. Далеко не всегда этим мотивом является заработная плата -- часто руководствуются интересом к работе, если речь не о тяжелом физическом труде. Доходную мотивацию я тоже не стал бы исключать, но тут палка о двух концах. Если у вас невысокая заработная плата, и пенсия, которая вам назначена, ниже прожиточного минимума – а у работающих пенсионеров такое случается достаточно часто, -- то дальше пенсионер сам считает, что ему выгоднее: получить пенсию не ниже прожиточного минимума и отказаться от небольшого заработка, зная, что каждый год ему будет индексироваться эта пенсия на уровень инфляции, или, наоборот, продолжать работать, получая небольшую страховую пенсию.
Напомню, что работающие пенсионеры пенсию получают, она не индексируется, но пересчитывается каждый год 1 августа, максимум на три балла -- это примерно порядка 230 руб. Если вы получаете нормальную заработную плату, то на эту сумму вы увеличили свою пенсию с 1 августа текущего года. Отказ от индексации - тоже понятное решение, это сделано не в интересах населения, а в интересах обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда.
Если говорить о продолжительности жизни, то недавно глава Минздрава Вероника Скворцова говорила о том, что средняя продолжительность жизни в России выросла до 72,5 года. Но нужно четко понимать, что есть существенная разница, лет на 8, между мужчинами и женщинами. При этом пенсия у нас страхуется - эти суммы отнимают из текущего заработка работающих, и все это идет в бюджет Пенсионного фонда. Если средняя продолжительность жизни резко вырастет, теоретически в России возможна система, которую когда-то предлагал Михаил Эгонович Дмитриев -- чтобы каждый сам о себе заботился. И тогда, в принципе, можно не создавать централизованного пенсионного фонда. Однако Россия - страна, как говорится, межпоколенческой солидарности, поэтому здесь действует другая модель, которая существует в абсолютном большинстве нормальных стран.
Если предположить, что средняя продолжительность жизни увеличится,например, до 120 лет, то в этом случае, если не хватит средств Пенсионного фонда, просто увеличатся трансферты из федерального бюджета. С другой стороны, есть прогнозы, согласно которым рано или поздно существующая пенсионная система отомрет, и люди будут заботиться о себе самостоятельно. Разумеется, кроме тех, кто по объективным причинам этого сделать не может -- эти люди войдут в систему социальной защиты государства. И недоиндексация пенсий тех же самых работающих пенсионеров со временем приведет их пенсии к прожиточному минимуму, и пенсионная система выразится в систему социальной поддержки населения.
Я считаю, что другого пути нет - это некая протестантская этика. Это не котловой метод, а система «от каждого по способностям, каждому по труду». Вы должны лучше работать, повышать свой образовательный ценз, и тогда у вас есть возможность больше сберегать на свое пенсионное обеспечение, причем независимо от тех людей, которые в рамках солидарной пенсионной системы будут использовать ваши средства, платя несколько меньше. На мой взгляд, система социальной защиты с поддержкой «сирых и убогих» действительно важна, но для абсолютного большинства населения гораздо более справедлива новая система, которая, рано или поздно, наверное, придет.