Россияне назвали главным событием 2016 года рост цен, так считают 30% опрошенных «Левада-центром», на втором месте по значимости - избрание Дональда Трампа президентом США - 28%. На третьей строчке рейтинга - спортсмены, отстраненные от Олимпиады в Рио из-за допинга (23%). В десятку важнейших событий также вошла Сирия (22%), гибель детей на Сямозере (20%), арест Алексея Улюкаева (18%), посвященные 9 Мая мероприятия (17%), столкновения в Донбассе (15%) и послание Путина Федеральному собранию.
Экономический кризис вытеснил из сознания россиян политику, а события, которые были важны в 2015 году, потеряли свою значимость, несмотря на отвлекающие маневры властей, рассказал в интервью The Insider социолог «Левада-центра» Денис Волков.
- Как изменился список ключевых тем по сравнению с предыдущим годом?
Не плачут только самые богатые
- В прошлом году темпы роста цен и обесценивания денег были для россиян не так важны: экономические трудности находились на шестом месте, падение рубля в начале 2015 года было значительным, но не первостепенным фактом. Тогда произошел теракт и конфликт с Турцией – эти события перекрыли экономику. Недовольство своим положением сейчас ощущают на себе разные слои населения - это те, кто меньше всего защищен: старшее поколение, те, кто победнее, но не только они. Когда мы спрашиваем именно о проблемах, экономика на первом месте у широких масс: первым кризис захватил средний класс, более обеспеченный, сейчас же, судя по расчетам Росстата, нарастает количество бедных. То есть теперь плачут уже самые незащищенные, а не плачут, я бы сказал, только самые богатые.
- Может ли на этом фоне вырасти протестный потенциал?
- Напряжение и недовольство есть, развитие этой темы будет во многом зависеть от легитимности власти, и здесь динамика очень противоречивая. Мы видим, что оценки основных государственных институтов, если не считать президента, практически вернулись к «докрымскому» уровню, когда недовольство вылилось в массовые протесты. С другой стороны, рейтинг президента остается высоким, и он держит ситуацию.
Есть и другие факторы. Например, произошла адаптация к понижению уровня жизни. Если бы правительство не справилось с паникой в конце 2014 года, сейчас мы могли бы иметь совершенно иную ситуацию и в банковском секторе, и в экономике, но люди адаптировались, привыкли. Речь идет скорее не о панике, а о некотором нарастании недовольства. Пока его уровень не критический, и ждать массовых протестов не стоит. Отдельные акции, как мы видим, происходят на протяжении последних 2 лет в разных группах: протестуют и учителя, то есть бюджетники, и пенсионеры. Но, если мы посмотрим на распределение денег, то у правительства два приоритета – это бюджетники и силовые структуры, власть будет ориентироваться именно на эти группы, и ей важно сейчас не совершать резких движений. Она может даже повышать пенсионный возраст, но главное - не понижать пенсии, их можно просто меньше индексировать. Усталость у населения будет копиться, безусловно, но я не думаю, что в течение следующего года это приведет к большим протестам.
- Список главных событий 2016 года тоже изменился?
- Обычно год определяется самыми драматичными событиями: это катастрофы, крушения, пожары и так далее, второй фактор – это близость к декабрю. То, что происходит в первой половине года, обычно забывается. При этом, например, выборы в Государственную думу, хотя и были не так давно, не попали в события года, то есть мало людей считает их важными - это характерно. Причина в том, что кампания была не запоминающаяся, власти сделали все, чтобы не привлекать к ней внимания, чтобы проголосовали самые преданные. И борьбы не было, а, когда нет борьбы, люди обычно это очень хорошо считывают и проявляют небольшой интерес к таким событиям, отражение этого мы видим в опросе.
Важный знак - россияне привыкли к санкциям, этот пункт обвалился в рейтинге событий. Выборы в США, наоборот, поднялись, это отражение телевизионной картинки. Например, Украина была одной из главных тем два года назад - это был не только Крым, но и война в Донбассе, не потому, что она была так значима для людей, а потому, что ее просто много показывали по телевизору. Сейчас эта тема где-то внизу списка.
Сирия остается в рейтинге, потому что она все-таки пока на телеэкранах, хотя внимание тоже постепенно ослабевает одновременно со снижением напряжения в СМИ. В зарубежных медиа эта тема сейчас, напротив, актуальна, и участие России в этой истории обсуждается намного больше.
Повестку все-таки создает телевидение, но в прогрессивной среде обсуждаются и социальные темы, образование и медицина, и здесь происходит что-то новое - казалось бы, совершенно разные люди начинают поднимать эти вопросы. Они видят шанс продвинуть эти проблемы в связи с кризисом, видят возможность как-то подтолкнуть власти. С одной стороны, они понимают, что нужно что-то делать, с другой - пока не прижало, можно потерпеть, отложить на после выборов, а уж потом посмотрим. И СМИ, конечно, работают на поддержание стабильности, чтобы лишний раз не тревожить народ. В активной части населения действительно происходит какое-то движение, обсуждение, но все-таки власть контролирует массовую повестку.
- Но есть не только телевизор, но и другие средства массовой информации, интернет?
- Если посмотреть, что читают в интернете, то это, в основном, «Яндекс.Новости», Mail.Ru, «Известия» конкурируют с «Ведомостями». Даже в интернете свободные независимые СМИ - это небольшой сектор, над которым нависает общий шум и гам, как дополнение к телевизору, и патриотические медиа сопоставимы по влиянию в сети.