Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.44
  • EUR106.25
  • OIL80.01
Поддержите нас English
  • 560
Мнения

Михаил Крутихин: Прогноз нефтяных цен - никому не верьте

Сегодня цена на нефть марки Brent достигла наивысшей отметки с ноября 2014 года, стоимость фьючерсов превысила $80 США за баррель и составила 80,18 доллара. Ранее администрация США сообщила, что объемы добычи американской нефти на прошлой неделе достигли новой рекордной отметки - 10,72 млн баррелей в сутки. Партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин разъяснил The Insider, что происходит на рынке и почему делать какие-либо прогнозы о цене на нефть сейчас бессмысленно. 

На рынке предсказаний нефтяных цен разброд и шатания. По мнению экспертов Bank of America Merill Lynch, к 2020 году баррель марки Brent моет выйти на отметку $100 через средние показатели $70 в этом году и $75 в 2019 году. Аналитики J.P.Morgan, однако, пока не изменили свое февральское предсказание, согласно которому в 2019 году тот же баррель будет в среднем стоить $64. При этом они осторожно оговорились, что цена может подскочить до $87 или упасть до $55.75 за баррель.

Гадать о рыночной стоимости барреля – занятие неблагодарное и чаще всего бессмысленное. Когда в конце 2014 года цены стали резко падать, автор этих строк попытался сформулировать собственный прогноз на основании анализа фундаментальных факторов, то есть ожидаемых размеров спроса и предложения. Полученная среднегодовая величина (примерно $45 за баррель Brent) оказалась, как это было ни удивительно для самого предсказателя, верной на протяжении 2015 и 2016 годов. А вот дальше начались дела непредвиденные…

Ситуацию с низкими ценами решили исправить саудовцы, которые вместе с партнерами по ОПЕК и Россией договорились о сдерживании и даже некотором снижении совокупного объема добычи относительно уровня октября 2016 года. Сразу оговоримся, что для российских переговорщиков это было очень удобно: именно в октябре того года добыча в стране в силу ряда факторов вышла на пик, и последовавшее за этим естественное снижение в Москве представили как выполнение соглашений с ОПЕК.

Как бы то ни было, ОПЕК+Россия смогли вместе зафиксировать снижение объема нефти, поступающей на рынок, и сначала стабилизировать цены, а затем и способствовать их росту. Этому не помешал даже рост добычи в Иране, с которого сняли часть санкций, а также заметное наращивание нефтяного потенциала в США и, например, в Казахстане. Сокращению общего объема нефти на рынке способствовал развал отрасли в Венесуэле и проблемы в Ливии.

Сейчас цена Brent вышла на уровень $80 за баррель – впервые с ноября 2014 года. Однако такой взлет трудно объяснить действиями ОПЕК с союзниками. Они в целом выполняют договоренности по сокращению объема с того памятного октября 2016 года, но значительную часть мирового роста спроса сейчас компенсируют США, где добычу намерены удвоить к 2030 году, и другие страны. Только в этом году американцы добавят на рынок 1.4 млн баррелей в сутки.

На ценовые графики огромное воздействие сейчас оказывают крупные игроки на спекулятивном рынке «бумажной» нефти

Цены вверх подталкивает и такой фактор, как сокращение товарных запасов нефти в мире, а также естественное и вполне предсказуемое истощение разрабатываемых месторождений. Однако на ценовые графики огромное воздействие сейчас оказывают крупные игроки на спекулятивном рынке «бумажной» нефти, то есть не только фьючерсных и форвардных контрактов, но и всевозможных деривативов, цена которых зависит от ненефтяных факторов. Эта цена движется под влиянием не только политических событий в нефтеносных районах мира и твитов Трампа, но и стоимости других активов – от валют до долговых обязательств разных стран и от товаров до корпоративных акций. Неустойчивость связей между этими активами добавляет нервозности игрокам с нефтяными «бумажками» и делает цены барреля волатильными.

В такой обстановке делать прогнозы о нефтяных ценах бессмысленно. В том случае, если рынки и биржи несколько успокоятся, в идеальном варианте можно ожидать достижения баланса межу спросом и предложением нефти и, соответственно, стабилизации цен. Не исключено, по ряду признаков, что баланса стоит ожидать уже к началу 2019 года.

В более долгосрочной перспективе главными фундаментальными факторами движения цены станут темпы мирового спроса и темпы роста добычи американской «сланцевой» нефти. Кто кого обгонит, пока неясно, хотя предсказания в обе стороны множатся с каждым днем. Кроме того, в дело может вмешаться тот же Трамп, который, как автору говорили члены его предвыборного штаба еще в прошлом году, намерен через некоторое время ввести некий «заградительный» налог на импортную нефть (как он делает с алюминием и сталью) и подтолкнуть вниз цены за пределами США.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari