Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD101.91
  • EUR105.05
  • OIL81.11
Поддержите нас English
  • 5289
Мнения

Недетский лагерь. Как школьники оказались сырьем для тоталитаризма

Война с Украиной сопровождалась беспрецедентной волной милитаристской и тоталитарной пропаганды в российских школах, да и среди отправленных в Украину солдат было немало вчерашних школьников призывного возраста. Одновременно за малейшее несогласие с государственной линией за решеткой оказываются подростки. Бывший советский политзаключенный Александр Подрабинек напоминает, что преследование детей и подростков было важной частью советской тоталитарной системы, и современная Россия лишь возрождает эту забытую практику.

EN

Суровое российское государство смотрит на детей строго и недоверчиво. По разумению властей, дети могут стать эффективными врагами режима, поэтому подвергать их репрессиям никогда не рано. В прошлом году на митинге в защиту Алексея Навального только в одной Москве было задержано 173 несовершеннолетних. Детей задерживали и на недавних акциях протеста против войны с Украиной. На них составляют протоколы, их ставят на спецучет в полиции и оказывают психологическое давление в школах.

Можно вспомнить и недавний приговор 16-летнему Никите Уварову к 5 годам лишения свободы за «терроризм». Всё его преступление свелось к листовкам в защиту политзаключенных на здании местного ФСБ и обсуждению идей анархизма в социальных сетях. Никто уже не удивляется, что взрослых и состоявшихся людей сажают без вины, если в деле имеются политические мотивы. Но дети? Уварову в момент совершения «преступления» было 14 лет.

К такому еще не привыкли. Многие вообще не понимают, какой смысл в столь устрашающих мерах наказания за мирное или даже игрушечное противостояние с властью. К сожалению, это непонимание – от неспособности проецировать прошлое на будущее.

«Все лучшее – детям!» – этот лозунг памятен всем, кто жил при советской власти. Лозунг был лжив, как все советские лозунги, но за его плакатным гуманизмом скрывался суровый государственный замысел. Состоял он в том, чтобы дети по возможности всегда находились под опекой государства. Опека – это не обязательно защита и благодать. Опека советской власти над детьми заключалась прежде всего в идеологическом воспитании, надзоре за «правильностью» поведения и неотвратимом наказании за идеологическое отступничество.

Тоталитарное государство видит свой идеал в абсолютном контроле за всем сферами человеческой деятельности: от политических взглядов, художественного творчества и религиозных убеждений до воспитания детей, семейной жизни и сексуального поведения. Все должно быть под государственным контролем, до мелочей продумано, исполнено, предугадано и если надо, вовремя запрещено.

Все должно быть под государственным контролем, до мелочей продумано, исполнено, предугадано и если надо, вовремя запрещено

Идеал, как мы знаем, практически недостижим. То, что с таким жестоким тоталитаристским вдохновением рисовали в свое время Платон и Кампанелла, не удалось воплотить в жизнь даже коммунистам Северной Кореи. Советский Союз, обогнав на этом пути нацистский режим, приблизился к идеалу насколько смог, но, слава богу, вовремя развалился.

Нынешняя российская власть тужится повторить советский опыт и кое-что ей удается. Не имея желания в достаточных размерах инвестировать народные деньги в создание инфраструктуры детского отдыха, образования и здравоохранения, власть сразу перешла к самому для нее главному – репрессиям за свободолюбивое поведение. Денег на детские интернаты и лекарства для тяжелобольных детей нет, зато на детские колонии всегда находятся.

Плакат «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство!», 1938 год
Плакат «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство!», 1938 год

Собственно говоря, ничего нового. Во времена Красного террора чекисты, не раздумывая расстреливали заложников, в том числе и детей. Самый известный пример – расстрел в 1918 году детей бывшего императора Николая Романова. После Гражданской войны миллионы детей остались сиротами. Государство подобрало их, чтобы вырастить из них солдат революции. Нарком просвещения Анатолий Луначарский выразился на этот счет довольно ясно:

«Дело не только в том, что мы окружены целым морем детского горя, но и в том, что мы рискуем получить из этих детей антиобщественных, антисоциальных людей, в корень испорченных, врагов здорового образа жизни... беспринципных людей, которые с лёгким сердцем уйдут в лагерь наших врагов».

Большевики были предусмотрительны во всем, что касалось сохранения власти. Дело было отдано в надежные и проверенные руки. Не какого-нибудь педагога или врача, а председателя ВЧК Феликса Дзержинского.

Дети всегда были сырьем для тоталитарного режима. Те, кто поддавался идеологической обработке, получали поддержку и «путевку в жизнь». Те, кого обработать не удавалось, считались врагами и списывались со счетов. В знаменитых Соловецких лагерях особого назначения (СЛОН) еще в 1928 году была организована внутрилагерная детская трудовая колония.

В декабре 1929 г. председателю Политического Красного Креста К. Пешковой поступило письмо об осуждении группы подростков по статьям 58.10 (антисоветская пропаганда и агитация) и 58.11 (организационная деятельность, направленная на совершение контрреволюционных преступлений) Уголовного кодекса РСФСР. Старшему из осужденных исполнилось 16 лет. Инкриминируемые им преступления они совершили в 1927 году, то есть в возрасте 12–13 лет. Пятеро мальчиков получили двухлетний срок заключения в колонии на Соловках.

7 апреля 1935 года правительство издало постановление номер 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Этот акт позволял привлекать к уголовной ответственности детей с 12-летнего возраста. И не только привлекать к ответственности, но и казнить. Эта возможность скрывалась за формулировкой о привлечении к суду «с применением всех мер уголовного наказания». Смертная казнь была в те времена весьма популярной у судей «мерой наказания».

Закон позволял привлекать к уголовной ответственности детей с 12-летнего возраста. И не только привлекать, но и казнить

Разумеется, судебные репрессии были только вершиной айсберга произвола и насилия над гражданским населением. Без всяких судебных решений разделяли судьбы своих родителей дети «кулаков», «врагов народа», «предателей родины», а зачастую и просто попавших в плен красноармейцев. Во время депортации народов, обвиненных в измене (крымских татар, калмыков, чеченцев, ингушей, турок-месхетинцев и других), железнодорожными этапами вместе со взрослыми отправляли и детей всех возрастов: от грудничков до подростков. Многие погибали в пути от голода и болезней. Такая же судьба была уготована и детям Свидетелей Иеговы, которых тоже депортировали в отдаленные районы Сибири.

В послесталинские времена тиски репрессий несколько ослабли. Однако идеологическое воспитание, ежедневное промывание мозгов в детских садах и школах ничуть не уменьшилось. Задача перед властью стояла прежняя: отделить холопов от непокорных. Для этого существовали специальные идеологические структуры – отряды «октябрят» для младших школьников, пионерские организации для среднего школьного возраста и коммунистический союз молодежи (комсомол) для старшеклассников. Увернуться от вступления в эти организации было непросто. Отказ участвовать в «общественной жизни» вызывал подозрения. Известно немало случаев, когда детей баптистов, пятидесятников и других незарегистрированных религиозных общин в школах травили и избивали за отказ носить октябрятскую звездочку или пионерский галстук.

Не останавливалась советская власть и перед расстрелом несовершеннолетних. Закон не допускал вынесения смертных приговоров подросткам, не достигшим 18-летнего возраста. Однако 17 февраля 1964 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление, разрешавшее применение к несовершеннолетним высшей меры наказания – расстрела. Через полгода 15-летнего подростка расстреляли за совершенное им двойное убийство. Причем применили закон задним числом – преступление было совершено до выхода в свет упомянутого постановления Верховного Совета.

Сегодняшняя государственная политика в отношении детей все больше напоминает советскую. Тысячи детей погибли во время войны в Чечне и при бомбежках российской военной авиацией школ, больниц и других объектов гражданской инфраструктуры в Сирии. Сотни детей погибли в результате вторжения российских войск в Украину. Символом холодного безразличия к детским жизням стал авиаудар по роддому в Мариуполе. Российская власть считает это неизбежными потерями и о загубленных детских жизнях не сожалеет.

Все больше внимания уделяет государство «патриотическому» воспитанию, цель которого прежняя – одурманить детей идеологией, подчинить себе их волю, а непокорных и свободных определить в маргиналы с перспективой дальнейшей жизни в тюремно-лагерной системе.

Идеологические «воспитатели» к счастью лишены фантазии. Их методы патриотического одурманивания тупы, смешны и малоэффективны. Министерство образования Калужской области рекомендовало региональным школам провести урок, основанный на речи Владимира Путина, с которой он выступил 21 февраля. Министерство культуры РФ выпустила недавно «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» – документ настолько беспомощный и нелепый, что министерству даже пришлось вскоре отозвать его обратно.

Попытки возродить по советскому образцу детские и юношеские идеологические организации пока что безуспешны. Массового участия детей в них не наблюдается. Детей гораздо больше интересует интернет, социальные сети, неподконтрольное общение друг с другом. В сущности, так было всегда, но только раньше не было всемирной паутины. Сегодня она есть и это до крайности раздражает строителей авторитарного идеологического государства. Поэтому огромные усилия власть прилагает к ограничению свободы в интернете, в том числе под предлогом заботы о детях.

Перед ГУЛАГом дети проходили те же круги ада, что и взрослые: арест и этапирование
Перед ГУЛАГом дети проходили те же круги ада, что и взрослые: арест и этапирование

Одновременно с ограничительными мерами применяются и меры репрессивные. Уголовные и административные наказания за выражение своих взглядов в интернете стали в России обыденным явлением. Это в полной мере относится и к детям. Подростки, не побоявшиеся критиковать власть, становятся объектами оперативных разработок правоохранительных органов, а во многих случаях и фигурантами уголовных дел. Цель «правоохранителей» все та же: свободных и смелых изолировать от общества, покорных и трусливых наставить на путь служения деспотическому режиму.

Цель «правоохранителей» все та же: свободных и смелых изолировать от общества, покорных и трусливых наставить на путь служения деспотическому режиму

Никиту Уварова из Канска арестовали вместе с двумя его товарищами. Его друзья быстро во всем «сознались», дали нужные следствию показания и были отпущены. Уваров уперся и виновным себя не признал. Так он стал врагом государства и получил за это пять лет лишения свободы.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari