Расследования
Репортажи
Аналитика
  • 24
Мнения

Аналитик "Финам" Леонид Делицын: Uber отступил, но сделал это красиво - объединившись с лидером рынка

«Яндекс.Такси» и Uber приняли решение об объединении своих сервисов в России, Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии и Казахстане. Компании инвестируют в объединение 225 и 100 миллионов долларов соответственно. Стоимость объединенной компании оценивается в $3,725 млрд, а возглавит ее гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян. Uber не будет менять тарифы после объединения, оба приложения продолжат работу. Аналитик группы компаний «Финам» Леонид Делицын рассказал The Insider о причинах этого слияния, а также о том как оно скажется на ценах и качестве услуг.

Компания Uber сейчас переживает административную катастрофу. Пока у руля стоял основатель Трэвис Каланик, компания находилась в фазе быстрого роста, и этот рост достигался любой ценой. Привлекались колоссальные инвестиции, тратились огромные средства на маркетинг, идея была очень проста – подгрести под себя весь рынок массового извоза в мире. Это очень понятная инвесторам история, победитель заберет все. Однако на некоторых рынках, таких, как китайский, достичь цели не получалось, приходилось отступать, но в основном Uber все время расширялся.

Понятно, что когда компания оценивается в 68 миллиардов долларов, инвесторы начинают размышлять о том, что пора бы это счастье передать следующему поколению инвесторов, которые будут наблюдать за тем, как компания становится самоокупаемой и прибыльной, а это история на 10-15 лет. 

Очевидно, что текущие инвесторы смотрели на ближайшее будущее с озабоченностью, и тут разразился колоссальный скандал с сотрудницей Uber Сьюзен Фаулер, опубликовавшей историю о руководителях Uber, которые некорректно ведут себя по отношению к женщинам-инженерам - грубо говоря, пристают к ним. И, судя по всему, на это закрывает глаза не только HR, но и высшее руководство компании. Так сказать, идея «ребята, оттягивайтесь, как хотите, только давайте показатели роста» - в действии.

В Америке после такого проводить IPO нелегко, хотя Uber никогда конкретных планов на этот счет не озвучивал, но, очевидно, что при такой капитализации уже пора выходить на фондовый рынок. Выход, наверняка, должен был произойти в конце этого года или в начале следующего. Компания на этом этапе должна предстать миру белой и пушистой. Но происходит ровно обратное - Uber предстает диким и необузданным.

Почему она должна быть белой и пушистой? Потому что в смысле финансов у нее все не так здорово. С точки зрения обывателя таксист кажется несусветным богачом, но на самом деле это не так, и каким бы огромным ни казался этот рынок, заработать на нем можно лишь в том случае, если вы получаете его целиком, по крайней мере, в одном регионе. Компания, которая хочет стать публичной и облегчить участь текущих акционеров, должна выглядеть красиво, как американская мечта.

Однако начинается расследование, и в этот момент в довершение ко всему у Трэвиса Каланика погибает мать. На него обрушиваются все эти несчастья, на него давят, он отходит от руководства Uber, компанией начинает управлять комиссия, представленная советом директоров, и стиль ее руководства совершенно иной, чем у основателя.

Комиссия не собирается добиваться цели любой ценой, она будет искать, где резать косты, сократить затраты на маркетинг, а где, может быть, и отступить, чтобы подойти к моменту размещения акций как благоразумная, уравновешенная, надежная компания, которой массовый инвестор может доверить свои деньги.

Поэтому ничего удивительного, что руководство Uber рассмотрело перспективы в разных странах, и там, где очевидно сильно сопротивление (в России Uber наталкивается на уже зрелых местных игроков в виде Яндекс и Gett), оно отступает.  Причем Uber отступает без особых потерь, кровопролития, взаимного истощения конкурентов, а очень красиво, получив долю в совместной компании с лидером рынка.

И это не первая победа Яндекса, поскольку в течение 20 лет он успешно отстаивает российский рынок, сохраняя свою доминирующую роль, по крайней мере, на рынке десктопов и являясь равным игроком в мобильном поиске. Кроме того, капитализация Google сейчас уже превышает $0,5 триллиона, это вторая по величине компания мира после Apple, и для такого рынка как российский у нее могут найтись ресурсы. Это, например, использование собственной операционной мобильной системы для того, чтобы притормаживать развитие своих конкурентов, против чего и билась ФАС.

С другой стороны, победа Яндекса не так важна, поскольку сам рынок такси, обслуживания таксистов не столь прибылен, как рынок контекстной и мобильной рекламы. То есть на нем можно достичь определенных оборотов, но будет ли велика прибыль – это большой вопрос. Скорее, рынок важен не сам по себе, а как пропуск в какой-то будущий мир беспилотных автомобилей, устройств и так далее. Известно, что беспилотными устройствами сегодня занимаются все крупнейшие компании более высокой весовой категории: Google, Amazon и даже Apple, с которыми Яндекс пока не может конкурировать. Сможет ли Яндекс найти ресурсы для выхода в этот мир – это большой и сложный вопрос.

 Ситуация с ценами на поездки, очевидно, изменится. Если рынок перевозок превращается в рынок шаурмы, когда услуги предоставляет каждая палатка на углу, то цены минимальны, с этим ничего поделать нельзя. Если же на рынке остается несколько крупных игроков, то цены не минимальны, но зато появляется больше инновационных услуг. У компании, которая хочет предоставлять такие услуги, должны быть деньги, то есть у Яндекса они должны появиться для того, чтобы вкладываться в эти новые технологии. Если же компании будут истощены конкуренцией до предела, то ничего нового мы точно не увидим.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari