Один из ведущих библиографов страны Никита Елисеев может быть уволен из питерской Публичной библиотеки за интервью с критикой назначенца Мединского, гендиректора РНБ Александра Вислого. Режим молчания, официально введенный Вислым для своих подчиненных, был оспорен в прокуратуре, но на жалобу получен отказ. Теперь Никита Елисеев в приказном порядке обязан объясниться перед руководством и на основании объяснения ему может быть наложено взыскание (по КЗОТу - один шаг к увольнению). Назначенцы Мединского уже не в первый раз оказываются в центре скандала, среди них замминистра Сергей Обрывалин, подписавший отзыв прокатного удостоверения фильма «Смерть Сталина», другой заместитель Павел Пожигайло, предлагавший запретить «Мастера и Маргариту», и другие харизматичные персоны. The Insider изучил «команду Мединского» и выяснил - большинство его назначенцев не имеют никакого отношения к сфере культуры и имеют весьма специфическую биографию.
Сергей Обрывалин - заместитель министра культуры. На сайте Минкульта говорится, что он помимо прочего «непосредственно координирует и контролирует деятельность Департамента кинематографии». Поэтому именно его подпись стоит под скандальным отзывом прокатного удостоверения фильма «Смерть Сталина».
До своего назначения на эту должность в 2015 году Обрывалин не сталкивался ни с кино, ни с другими видами искусства. Выпускник Московского государственного университета экономики, статистики и информатики известен только по работе в «Аэрофлоте».
В 2001 году Обрывалин возглавил в компании отдел московских и региональных продаж. К 2010 году он уже был членом Правления и заместителем генерального директора ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии», руководил продажами на всей территории России. Но, являясь в 34 года фактически третьим человеком в «Аэрофлоте», он ушел "в связи с переходом на другую работу". Это произошло следом за масштабными кадровыми перестановками в авиакомпании, связанными с уходом бывшего гендиректора, зятя Бориса Ельцина Валерия Окулова и его команды.
После этого Обрывалин попал в Минкульт. Какое-то время он возглавлял департамент международного сотрудничества. А в 2015 году стал заместителем Мединского.
В 2012 году Обрывалин защитил кандидатскую диссертацию на тему «Оценка качества функционирования радионавигационных и радиолокационных средств зоны аэропорта в условиях воздействия непреднамеренных электромагнитных помех». "Диссернет" обнаружил масштабные заимствования на 58 из 122 проанализированных страниц. В некоторых местах текст списывался из источников целыми листами, причем вместе с рисунками.
Директор «Иностранки» (Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино) Вадим Дуда окончил Московский авиационный институт по специальности инженер-механик и получил степень MBA в Американском институте бизнеса и экономики. До 2012 года он занимался исключительно бизнесом: занимался авиаперевозками в Дубай и ОЭА, руководил группой компаний «Терем». А затем стал делать стремительную карьеру в сфере культуры. Сначала он стал директором Департамента информационной политики и международных связей Минкульта. В 2013 году возглавил Академию переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Через два года Мединский назначил Дуду на должность директора «Иностранки» на смену скончавшейся Екатерине Гениевой.
Деятельность Дуды в библиотеке положила начало длительному противостоянию между сотрудниками и руководством. В 2016 году появились петиции к премьер-министру Дмитрию Медведеву с требованием отправить директора в отставку.
«Книгохранение библиотеки закрыто и опечатано службой служебных приставов, что фактически делает невозможным выполнение библиотекой своих непосредственных функций. Более 4 000 000 единиц хранения заперты и недоступны ни читателям, ни сотрудникам... Начиная с января 2016 года фонды Библиотеки не пополняются новыми книгами», - говорилось в одной из петиций.
Позднее сотрудники «Иностранки» рассказали «Открытой России» о массовых увольнениях. Они сообщили, что сокращенных коллег заменяют люди из частного бизнеса, например, бывшие коллеги Дуды по компании «Терем» Михаил Шубин и Анастасия Дятловская, под которых создаются новые должности. Работники ликвидированного выставочного отдела уверены, что их уволили, потому что они «занимали много места» - площадь их помещения занимала примерно 600 квадратных метров. Дуда утверждает, что отдел просто не нужен.
Павел Пожигайло прославился яркими цензурными инициативами. Образование он получил в Серпуховском военном институте ракетных войск, а затем в адъюнктуре ГРУ. В 2003 году избрался в депутаты нижней палаты парламента, а когда полномочия Думы IV созыва подошли к концу, Пожигайло переместился в Минкульт - сразу на должность заместителя. Сегодня он уже не занимает этот пост, но продолжает активную деятельность как директор Всероссийского хорового общества (!) и член Общественного совета при министерстве.
Из последних успехов Пожигайло - запрет «Смерти Сталина». Он был среди первых, кто требовал проверить фильм на разжигание розни и добивался переноса премьеры из-за совпадения ее даты с годовщиной Сталинградской битвы. Более того, фильм, по мнению чиновника, вообще нельзя было показывать до президентских выборов.
До этого Пожигайло предлагал исключить из школьной программы «Мастера и Маргариту» (потому что «дети увлекаются Воландом, Коровьевым, Бегемотом, совершенно не понимая творческую задачу Булгакова») и согласовывать сценарии фильмов с Русской православной церковью.
С поста председателя Общественного совета он тоже ушел со скандалом, обвинив Минкульт в обмане при выдаче прокатного удостоверения «Матильде» Алексея Учителя.
«К сожалению, министерство просто обмануло нас, и прокатное удостоверение было выдано, когда все были на каникулах в августе. На мой вопрос, почему было сделано так, господин [первый замминистра культуры Владимир] Аристархов заявил, что министерство не считает важным советоваться с нами», - пожаловался Пожигайло.
Узнав о своем отстранении, он заявил, что его недовольство фильмом «может быть вершиной огромного айсберга общественного недовольства»: «Многие из них считают, что вся проблема этого фильма — это три-четыре человека (Поклонская, Пожигайло или кто-то еще). Мол, не было бы их — и все было бы нормально. Я бы сказал, что это мнение опасное».
На его место был избран писатель Юрий Поляков (написавший пьесу на основе книги Мединского), но Мединский отметил, что Пожигайло продолжит работу в общественном совете, и теперь у него «будет больше свободы высказывания своего мнения».
Так, в интервью «Русской народной линии» Пожигайло высказал мнение о творчестве классика русской литературы Михаила Салтыкова-Щедрина: «Пародирование власти Салтыковым-Щедриным привело к девальвации человеческих ценностей, смех вытравил в человеке не только чувство меры и нравственную систему координат, но и совесть, стерев все ориентиры. Поэтому к Революции страна пришла абсолютно дезориентированной в исторических, нравственных, религиозных парадигмах. Результатом стало предательство Царя и реки крови. Смех от свободного пародирования является одной из самых опасных тенденций в деле сохранения государства под названием Россия».
"Пожигайло выполняет функцию держиморды. У него даже какое-то военное образование. Это дикая фигура. И точно такая же фигура сам Мединский. Псевдоисторик, который считает, что историю надо переписывать в духе того понимания национальных интересов России, которое сейчас в воздухе или как-то излагается вышестоящими лицами, то есть обыкновенный конъюнктурщик. С самого начала назначение этого человека было воспринято как знаковое - мы вам сейчас покажем, чтобы вы не особенно позволяли себе. Потому что министр Сидоров имел какое-то отношение к культуре или к кино. Даже Соколов и Авдеев имели отношение, а господин Мединский - человек, вместо истории знающий какие-то мифы об этой истории и принципиально держащийся этой позиции.
Тем, кто туда уходит из бизнеса и других профессий, нужна власть. И дело не только в том, что власть открывает возможности для обогащения. Они, конечно, могут приворовывать, но в основном, конечно, это цель командовать. Власть вообще является в России чрезвычайно важной национальной ценностью. И любой средний человек, назначенный на какую-нибудь должность, тут же начинает проявлять все свои худшие качества. Это общее свойство всего российского начальства, это исторически выверенный факт"
Виктор Матизен, экс-президент Гильдии киноведов и кинокритиков России
Директор Российской национальной библиотеки Александр Вислый - ученый-механик и кандидат физико-математических наук. В свое время он занимался движением космических тел в Институте механики МГУ и даже возглавлял информационный отдел «Роснефти». А с 1998 года начал работать в Российской государственной библиотеке.
В РНБ он перебрался в 2016 году на смену предыдущему директору Андрею Лихоманову. С Лихомановым Министерство культуры отказалось продлевать контракт. По словам Мединского, к его работе было много претензий.
«Редкий случай, когда четыре моих зама написали докладные с предложением уволить Лихоманова. У каждого ─ свой набор замечаний, общий смысл ─ с этим человеком работать невозможно», - заявил министр.
Тогда сотрудники РНБ обратились к премьер-министру Медведеву с просьбой не освобождать Лихоманова от должности.
«Не приходится сомневаться, что, предлагая освободить Лихоманова от занимаемой должности, чиновники министерства руководствуются какими-то своими, неведомыми и далекими от забот о библиотеке и ее миссии интересами», - писали работники библиотеки.
В 2017 году в СМИ появилась информация о планах слияния РНБ и РГБ. По этому поводу также была создана петиция, собравшая 8200 подписей подл призывом сохранить независимость Российской национальной библиотеки. Депутаты ЗакСа Петербурга обратились к Мединскому с просьбой не допустить этого объединения.
В свою очередь, пресс-секретарь министра культуры Ирина Казначеева заявила, что слияния не планировалось, но такая инициатива есть, и она исходит от самих РНБ и РГБ, которые хотят таким образом оптимизировать работу.
Слухи об этом возникли из-за сообщений библиотечного сообщества. Сотрудники библиотек пересылали друг другу документ, который якобы был заявлением Вислого и заменившего его в РГБ Владимира Гнездилова на имя Дмитрия Медведева с просьбой об объединении библиотек.
«Тайное заявление Владимира Гнездилова и Александра Вислого – совершено бестактный поступок. РНБ – библиотека нашего города, которая интересует петербуржцев, интересует библиотечную общественность. Мы считаем себя очень ущемленными, униженными, нельзя вот так тайно выбрасывать это заявление», - говорила президент Петербургского библиотечного общества Зоя Чалова.
По словам Чаловой, профсоюзная организация Российской национальной библиотеки подсчитала кадровый ущерб от слияния: в случае объединения РГБ и РНБ работы могут лишиться около 400 человек.