Присуждение премии по литературе Бобу Дилану стало одним из самых сенсационных решений Нобелевского комитета. Однако певец поразил всех еще больше, заявив, что не сможет приехать на церемонию вручения в Швецию в декабре. Свой отказ он объяснил тем, что его связывают некие «ранее данные обязательства». Шведская королевская академия была немало удивлена, но, поразмыслив, решила, что раз Дилан не может забрать награду сам, премия (а это ни много ни мало $1,1 млн) отправится к нему... на концерт в Стокгольме весной следующего года. В связи с этой необычной историей The Insider вспоминает других нобелевских лауреатов, которые не захотели или не смогли забрать свою награду.
Жан-Поль Сартр
Сартр получил Нобелевскую премию по литературе в 1964 году «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время», но отказался принять награду. Он объяснил свой поступок нежеланием быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и тем самым поставить под сомнение свою независимость. В статье “Почему я отказался от премии” он подробно изложил свою позицию по этому вопросу. Сартр был уверен, что премию получают только писатели, идеологически близкие членам Нобелевского комитета, а другие, талантливые и достойные, никогда ее не получат.
Сэмюэл Беккет
Беккет был удостоен Нобелевской премии в 1969 году. В своем решении Нобелевский комитет отметил:
“Сэмюэл Беккет награжден премией за новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом. Глубинный пессимизм Беккета содержит в себе такую любовь к человечеству, которая лишь возрастает по мере углубления в бездну мерзости и отчаяния, и, когда отчаяние кажется безграничным, выясняется, что сострадание не имеет границ.”
Беккет плохо переносил пристальное внимание к собственной персоне и не захотел приезжать за премией, которую в итоге передали его французскому издателю и давнему другу Жерому Лендону.
Борис Пастернак
Пастернак ежегодно с 1946 по 1950 год и в 1957 году выдвигался на Нобелевку по литературе. В 1958 году ему присудили награду «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы», однако Пастернак был вынужден отказаться от нее под давлением советских властей. Официальным поводом стал роман «Доктор Живаго», который был опубликован за границей, в СССР названный «идеологически вредным».
Обстановку того времени и свое состояние Пастернак описал в стихотворении «Нобелевская премия». В России его издавать было нельзя, поэтому 11 февраля 1959 года английский перевод стихотворения напечатали в газете «Нью стейтсмен».
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Спустя 32 года, когда отмечали столетие Пастернака, Нобелевский комитет восстановил историческую правду, признав вынужденным и недействительным отказ Пастернака от Нобелевской премии. Диплом и медаль вручили семье покойного лауреата.
Александр Солженицын
В 1970 году Солженицыну была присуждена Нобелевка по литературе. От первой публикации произведения Солженицына до присуждения награды прошло всего восемь лет — такого в истории не было ни до, ни после. Писатель подчеркивал политический аспект присуждения премии, хотя Нобелевский комитет это отрицал. В советских газетах была организована мощная пропагандистская кампания против писателя. Солженицын получил премию только в 1975 году, после высылки из СССР.
Рихард Кун
В 1939 году Куну была присуждена Нобелевская премия по химии за 1938 год «в знак признания проделанной им работы по каротиноидам и витаминам». Однако правительство Германии запретило ему принимать награду. Запрет был связан с тем, что четырьмя годами ранее нобелевским лауреатом мира стал немецкий политический диссидент Карл фон Осецкий и это событие вызвало ярость Адольфа Гитлера. Кун смог получить свою награду лишь в 1949 году на церемонии в Стокгольме.
Адольф Бутенандт
В том же 1939 году еще один немецкий химик Бутенандт получил Нобелевскую премию вместе со швейцарским ученым Леопольдом Ружичкой. Работы Бутенандта посвящены химии половых гормонов - он смог выделить андростерон и дегидроэпиандростерон, изучил их химическое строение, осуществил синтез мужского полового гормона тестостерона, а в 1934 году получил в чистом виде гормон желтого тела — прогестерон. Как и Кун он вынужден был отказаться от награды из-за запрета Гитлера. Бутенандт тоже получил свою премию в Стокгольме в 1949 году.
Герхард Домагк
Домагк был выдающимся немецким патологом и бактериологом. Он обнаружил, что сульфаниламид пронтозил является эффективным средством против стрептококка; с помощью него он в том числе вылечил свою дочь, предотвратив ампутацию ее руки. Он стал третьим человеком, которому пришлось отказаться от Нобелевки из-за тирании Третьего Рейха. Премию по физиологии и медицине ему вручили в том же 1939 году с формулировкой «за открытие антибактериального эффекта пронтозила». За это гестапо поместило его под арест на неделю. После войны, в 1947 году, Домагк все же получил премию.
Лев Толстой
Толстой несколько выбивается из списка - ведь он отказался от нобелевки заранее, так и не получив ее. Толстой выдвигался на Нобелевскую премию по литературе пять лет подряд, с 1902 по 1906 гг. В 1906 году, узнав, что Российская академия наук в очередной раз выдвинула его кандидатом, он направил письмо финскому писателю и переводчику Арвиду Ярнефельту. В нем Толстой просил Ярнефельта через шведских коллег «постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии», поскольку, «если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться».
Между тем известно, что против присуждения премии Толстому выступал секретарь Шведской академии Карл Вирсен. Он писал: “Этот писатель осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры”.