Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD77.89
  • EUR91.12
  • OIL70.36
Поддержите нас English
  • 1526
Общество

Рождение бедности: опыт Доминиканской Республики показал, что поощрение подростковой беременности приводит к росту смертности и нищеты

В России идет активная дискуссия о возможности дальнейшего ограничения, а то и запрета на аборты. Одновременно власти страны откровенно стимулируют раннюю, часто подростковую рождаемость. Пытаясь поднять рождаемость любой ценой, в России заигрывают с двумя очень опасными темами: подростковой беременностью и ранними союзами. Подобная демографическая политика чревата обнищанием населения, ростом домашнего насилия и снижением уровня жизни в целом. Поддержка рождаемости среди подростков повысит детскую смертность, необразованность и наследственную нищету, как это произошло в Доминиканской республике. По некоторым показателям Россия уже с ней сравнялась.

Содержание
  • Доминиканский сценарий

  • Смертельная беременность

  • Запрет на аборты не спасает

  • «Как будто я была паршивой собакой»

  • Как это исправить?

  • Ключевая причина

Россия на четверть века откатилась по уровню рождаемости: в 2024 году в стране родились 1,2 млн человек, а умерло в полтора раза больше. Материнский капитал и региональные выплаты существенно не повлияли на желание россиянок рожать. Сейчас в России в среднем на одну женщину приходится 1,4 ребенка. Это суммарный коэффициент рождаемости. Для того чтобы страна не вымирала, он должен составлять не менее 2,1. Путин требует поднять его еще выше. Так от поощрения власти перешли к принуждению: во многих регионах серьезно ограничили доступ к абортам. А детей и подростков стараются убедить: деторождение — это лучший и единственный сценарий в их жизни.

Детей и подростков в России стараются убедить: деторождение — это лучший и единственный сценарий в их жизни

С 1 сентября 2025 года дети с шести лет будут проходить медицинские осмотры по репродуктивному здоровью. С 13 лет они станут ежегодными, это приказ российского Минздрава. Как минимум в 21 регионе за последний год ввели единовременные специальные выплаты по беременности для школьниц и студенток профучилищ и университетов. Губернатор Орловской области Андрей Клычков заявил, что ему известно о существовании таких выплат в 40 регионах. По классификации ВОЗ подростковый период длится с 10 до 19 лет, поэтому во всех случаях речь идет о беременных девочках-подростках.

Вместо секспросвета с беседами о методах контрацепции и заболеваниях, передающихся половым путем, в том числе ВИЧ, в российских школах с 2024 года преподают курс «Семьеведение». Он продвигает «традиционные ценности», учит подавать заявление в ЗАГС, создавать уют и всячески подталкивает к деторождению, при этом напрямую темы секса не касается.

Презентация учебных пособий по предмету «Семьеведение»
Презентация учебных пособий по предмету «Семьеведение»
Кирилл Зыков / РИА «Новости»

С конца 2024 года в России запрещена так называемая пропаганда чайлдфри: российские власти называют это распространением «информации, которая формирует привлекательный образ отказа от деторождения». Таковыми считаются даже мемы о трудностях материнства. Дошло до цензурирования слова «аборт» в российских телешоу. Нарушителям запрета грозит от 400 тысяч до пяти миллионов рублей штрафа.

В Минпросвещения предложили срочно вернуть школьные дискотеки, чтобы создать «условия для романтических отношений». А в мае широко обсуждали интервью российского фигуриста Ильи Авербуха Ксении Собчак, который, рассказывая о знакомстве со своей женой Елизаветой Арзамасовой в 2010 году (Авербух старше ее на 21 год), заявил: «Ну, какой ребенок? 15 лет — это уже не ребенок, это женщина, у нее все было». После волны критики Авербух извинился и заявил, что его неправильно поняли. А Ксения Собчак не поняла претензий: «Друзья, а что за лицемерие и „кипиш вокруг ничего“? У нас что, все в стране в 18 половую жизнь начинают?»

Пытаясь поднять рождаемость любой ценой, в России заигрывают с двумя очень опасными темами: подростковой беременностью и ранними союзами. В мире есть целые регионы, которые с этим борются десятилетиями. В Доминиканской Республике коэффициент рождаемости — 2,25 (выше минимального порога, как и стремится Путин). Но власти Доминиканы хотят его снизить, потому что за ним стоит не светлое будущее, а тысячи загубленных жизней девочек-подростков и их обреченные на бедность и безысходность дети.

Доминиканский сценарий

«Я очень жалею о том, что произошло, — обреченно говорит о своих ранних отношениях и первых шести месяцах беременности 14-летняя Висалин, жительница Доминиканы. — Но что поделаешь? Я проиграла. Я облажалась».

Висалин — одна из героинь доминиканского документального фильма «Дрейфующие» (A la deriva, 2019). Он рассказывает о многолетней национальной проблеме: рекордном уровне подростковой беременности.

Висалин начала вести половую жизнь в 12 лет с партнером старше ее на семь лет. «Как месячные пришли, так и начала», — вспоминает со вздохом девушка. Когда ее спрашивают про известные ей способы контрацепции, Висалин ужасно смущается, не может вспомнить ни одного, искренне жалеет, что в школе и дома ей почти ничего не рассказывали о том, откуда берутся дети. А потом вспоминает о 13-летней соседке, родившей тройню, а еще про ровесниц, которых она встречает в женской консультации.

История Висалин — типичная для Доминиканской Республики. Таких, как она, тысячи. Только по официальной статистике, в этой стране с населением 11,3 млн человек, 18% из которых живут за чертой бедности, как минимум каждая восьмая девочка-подросток становится матерью в возрасте до 19 лет. Например, в 2024 году подростки родили почти 12% от всех зарегистрированных младенцев. А на медицинский учет по беременности в 2024 году поставили 816 девочек младше 15 лет.

Девушки-подростки в женской консультации, Доминикана
Девушки-подростки в женской консультации, Доминикана
pulitzercenter.org

«Больше всего подростковых беременностей в сельской местности, среди девочек из бедных семей и с низким уровнем образования, — рассказали The Insider в доминиканском офисе UNFPA (Фонд ООН в области народонаселения). — Статистика показывает, что в сельской местности девочки-подростки становятся матерями почти в два раза чаще, чем в городах. Еще больше разница по уровню образования: закончившие старшую школу подростки беременеют в пять раз реже, чем те, кто бросил учиться еще на этапе начальных классов. Похожая разница между девочками из самых богатых и самых бедных семей — больше чем в пять раз».

Смертельная беременность

В Доминиканской Республике действует тотальный запрет на аборты. Ни угроза жизни матери, ни изнасилование, ни тяжелые патологии у плода не могут стать исключением. Уголовный кодекс предусматривает до двух лет тюрьмы за аборт для пациентки и до 20 лет врачу. Большую известность получило дело доминиканки Росауры Альмонте Эрнандес. Его рассматривает Межамериканская комиссия по правам человека (CIDH). В июле 2012 года 16-летнюю Росауру с высокой температурой привезли на скорой помощи в одну из больниц Санто-Доминго, где ей диагностировали острый лимфобластный лейкоз (злокачественное заболевание крови и костного мозга) и семь недель беременности.

Врачи сразу заявили, что плод вряд ли выживет. У Росауры при этом были высокие шансы на выздоровление, если бы химиотерапию начали сразу. Однако проводить эту процедуру беременным строго запрещено. «Каждый день она говорила мне: „Я больше не могу терпеть эту боль, я умираю“, — вспоминала в одном из интервью Роса Эрнандес, мать Росауры. — Я просила врачей прервать беременность. А они просто давали ей обезболивающие».

Медики не решились на аборт, опасаясь уголовной ответственности. Они просто ждали выкидыша. Он произошел утром 17 августа 2012 года. Через несколько часов 16-летняя пациентка, так и не получившая адекватной помощи, умерла. Более 10 лет ее мать борется за то, чтобы ответственные за смерть дочери понесли наказание. Добиться правосудия на родине ей не удалось. А в 2024 году парламент Доминиканской Республики продлил тотальный запрет на искусственное прерывание беременности.

Запрет на аборты не спасает

Подпольные аборты и подростковая беременность — одни из основных причин высокой материнской смертности в Доминикане: 107 случаев на 100 тысяч новорожденных. Это почти на 20% больше, чем в среднем по Латинской Америке. И в 10 раз выше, чем, например, в России. По данным ВОЗ, на мировом уровне беременность, роды и связанные с ними осложнения остаются среди главных причин смерти девочек-подростков в возрасте от 15 до 19 лет.

Беременность, роды и связанные с ними осложнения остаются среди главных причин смерти девочек-подростков в возрасте от 15 до 19 лет

У них существенно выше, чем у женщин старше двадцати, риск развития эклампсии — заболевания, возникающего во время беременности, родов и в послеродовой период. При нем наблюдаются судороги и критически поднимается артериальное давление. Судорожный припадок может спровоцировать смерть матери от кровоизлияния в мозг и отека легких. А ребенок в утробе погибает от нехватки кислорода.

Также у матерей-подростков чаще развивается послеродовой эндометрит — гнойно-воспалительное заболевание оболочки матки — и другие гинекологические инфекции. В опасности и новорожденные дети девочек-подростков: они чаще появляются на свет недоношенными или с недостаточным весом, а также страдают от инфекционных осложнений.

«Как будто я была паршивой собакой»

«Когда узнала о беременности — это было самое ужасное ощущение в жизни, — со слезами на глазах рассказывает Танайрис Росарио, подопечная доминиканского офиса UNFPA. — Мне было так стыдно. Я испугалась, растерялась. Я хотела сделать аборт. Я не хотела иметь детей в 15 лет. Меня исключили из школы, когда узнали. Как будто я была паршивой собакой, которая могла заразить всех вокруг. Многие матери подруг запретили им разговаривать со мной. Они считали, что я плохо на них влияю. До беременности у меня было столько планов на жизнь».

После рождения сына Танайрис пыталась найти работу, но не смогла и переехала жить к дяде. За помощь по хозяйству он их содержал. Через девять лет после рождения первого сына (сейчас их двое) Танайрис с помощью UNFPA вернулась к осуществлению своей заветной мечты: она окончила школу и решила поступать в университет. Но таких, как Танайрис, единицы: более половины беременных девочек-подростков в Доминикане бросают школу, и лишь 7% из них в будущем получают высшее образование. Почти 70% беременных несовершеннолетних признаются, что не планировали и не хотели становиться матерями так рано. Они рожают только потому, что «так уж случилось».

Марианелис дель Розарио и ее новорожденный в Antonio Hospital, Доминиканская Республика
Марианелис дель Розарио и ее новорожденный в Antonio Hospital, Доминиканская Республика
sandiegouniontribune.com

«У матери-подростка меньше возможностей для развития и для того, чтобы дать лучшее будущее своим детям, в результате чего бедность передается из поколения в поколение», — говорится в опубликованном в феврале 2025 года доклада UNFPA «Цена неравенства: социально-экономические последствия подростковой беременности и раннего материнства в Латинской Америке и Карибском регионе». Исследователи пришли к выводу, что из-за высокого уровня подростковой беременности каждая страна в среднем ежегодно теряет порядка 1% ВВП.

Из-за высокого уровня подростковой беременности каждая страна в среднем ежегодно теряет порядка 1% ВВП

Большинство девочек, родивших в подростковом возрасте, становятся матерями во второй раз через год-два. Они не заканчивают школу и не получают профессию, долгое время не могут полноценно работать и часто выполняют неквалифицированную работу с неофициальной зарплатой. «Подростковая беременность и раннее материнство негативно влияют на шансы молодых женщин на рынке труда, — говорится в докладе. — Они ограничивают доступ к официальному трудоустройству и к сохранению рабочего места».

Ставшие матерями до 19 лет на протяжении всей жизни будут зарабатывать на 23% меньше тех, кто родил после 20. Незаконченное образование, снижение ожидаемых доходов, сокращение возможностей для трудоустройства, увеличение расходов на здравоохранение и снижение налоговых поступлений — так выглядят основные последствия раннего материнства, перечисленные в комментарии UNFPA для The Insider. То есть будущие налогоплательщицы заранее превращаются в безработных или полубезработных женщин, нуждающихся в поддержке. Дочери несовершеннолетних матерей часто повторяют их судьбу. И прервать эту цепь очень сложно.

Большинство девочек, родивших в подростковом возрасте, не заканчивают школу и не получают профессию
Большинство девочек, родивших в подростковом возрасте, не заканчивают школу и не получают профессию

«Предотвращение подростковой беременности — это хорошая экономическая политика и инвестиция, — рассуждают исследователи UNFPA. — Каждый вложенный доллар, в зависимости от страны, может принести от $15 до $40 прибыли. И речь идет не только о сокращении расходов, но и об улучшении качества жизни и возможностей для подростков и их детей».

Как это исправить?

Решение проблемы давно известно и изучено: это секспросвет. Лучше всего — в качестве обязательного предмета в школах. Несмотря на усилия общественных организаций, правозащитников и политиков, в Доминикане, где велико влияние католической церкви, до сих пор не существует единой обязательной образовательной программы. Секспросвет остается на совести родителей и руководства конкретных школ как дополнительные серии уроков. На них девочкам-подросткам стараются рассказать, что брак и деторождение — не единственный жизненный сценарий, по крайне мере на ближайшие годы, а еще заинтересовать их образованием и общественной деятельностью.

Помогает и бесплатный и повсеместный доступ подростков к методам контрацепции. Но в Доминиканской Республике с этим серьезные проблемы: 46% женщин не имеют доступа к средствам предохранения.

46% женщин в Доминикане не имеют доступа к средствам предохранения

Наиболее распространенной контрацепцией остается стерилизация: через нее проходит каждая третья женщина в Доминикане. При этом, как выясняется позже, каждая четвертая из них не осознает необратимость процедуры.

Ключевая причина

По статистике, в Доминикане 35,9% девушек начинают сожительство с партнером в возрасте до 18 лет. 12,3% — в возрасте до 15 лет. Это одни из самых высоких показателей в Латинской Америке. В отдельных, самых бедных муниципалитетах Республики, цифры хуже: до 58% и до 23% соответственно.

«Очень жаль, что наши девочки-подростки вместо того, чтобы учиться в школе, вступают в отношения со взрослыми мужчинами, — рассказывает Теодора Энкарнасьон де Пула, директор Центра первичной медицинской помощи муниципалитета Педерналес. — И выясняется, что интим происходит, потому что „мне нужен телефон“, „у нас дома пятеро-шестеро детей, а есть нечего“ или „я хочу такую же модную одежду, как у других девчонок“. В обмен на это они и занимаются сексом».

«Детские браки» в Доминикане официально запретили лишь в 2021 году. До этого подросткам младше 15 лет можно было жениться с разрешения родителей и при отсутствии судебного запрета. По сути, никакого возрастного порога для свадьбы не существовало.

Почти 70% беременных несовершеннолетних признаются, что не планировали и не хотели становиться матерями так рано
Почти 70% беременных несовершеннолетних признаются, что не планировали и не хотели становиться матерями так рано

«Когда девочки или подростки выходят замуж или начинают сожительство — разрушительный эффект от этого сохраняется на протяжении всей их жизни, — упоминается в докладе UNICEF „Детский брак и ранние союзы в шести муниципалитетах Доминиканской Республики“. — Скорее всего, они бросят школу. У них меньше шансов найти хорошую работу: зарабатывают они в среднем на 17% меньше на протяжении всей жизни».

«Ранние союзы» — основная причина подростковой беременности. И в большинстве случаев речь идет о школьницах, которые вступают в интимные отношения не с ровесниками, а с совершеннолетними мужчинами: «Одна из характеристик подросткового материнства — заметная разница в возрасте между отцом и матерью, — говорится в годовом отчете Национального офиса по статистике Доминиканской Республики. — Чаще всего это больше 10 лет, но наблюдаются случаи, когда доходит до 30 лет и более. В 2024 году средний возраст мужчин, от которых забеременели девочки-подростки, — 24,96». Большинство таких мужчин пропадают, как только узнают о беременности. Более 86% рожениц в Доминикане как в 2023, так и в 2024 году назвали себя матерями-одиночками, заполняя в документах графу «семейное положение».

Более 86% рожениц в Доминикане как в 2023, так и в 2024 году назвали себя матерями-одиночками, заполняя в документах графу «семейное положение»

«Ранние союзы» — это высокий риск физического, эмоционального и сексуализированного насилия в отношении девушек. По официальной статистике, каждая пятая жительница Доминиканы в возрасте от 15 до 19 лет страдает от насилия со стороны своего мужа или сожителя.

Здесь статистика уже напоминает российскую. А при нынешнем курсе российских властей не исключено, что через поколение и показатели подростковой беременности, ранней детской смертности, необразованности и многие другие приблизятся к доминиканским. Россия не Европа, периодически утверждают российские политики, у нее особый путь. Пока он ведет к худшим показателям в других регионах: Латинской Америке, Азии и Африке.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari