Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD93.59
  • EUR99.79
  • OIL89.61
Поддержите нас English
  • 9051
Новости

«Роскосмос ответить Маску не может ничем». Эксперты рассказали, как запуск Falcon Heavy изменит космическую отрасль

6 февраля ракета-носитель Falcon Heavy успешно вывела на околоземную орбиту автомобиль Tesla Roadster. За пуском в прямом эфире наблюдали несколько миллионов людей во всем мире. Уже через десять лет Илон Маск обещает завершить работу над Big Falcon Rocket — ракетой, которую планируется запустить на Марс.

The Insider спросил экспертов, какие изменения произойдут в мировой космонавтике после запуска Falcon Heavy и сможет ли Россия в ближайшие годы хотя бы частично сократить отставание в космической отрасли.

Александр Железняков, академик Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского

Главное, что произошло вчера, — в арсенале мировой космонавтики появился носитель, способный выводить на орбиту грузы массой более 60 тонн. В настоящее время ни одна космическая держава таким носителем не располагает. Конечно, в истории были и более мощные носители, но все они уже давно не летают. Таким образом, Маск уже оказал влияние на мировой рынок.

Пока трудно прогнозировать, как изменится рынок коммерческих запусков, но само появление такого носителя окажет огромное влияние на умы инвесторов и потребителей этой продукции. И, конечно же, этот запуск подстегнет другие страны, в том числе и Россию, на более интенсивную разработку систем с такой грузоподъемностью. Потребность в них очень скоро возникнет.

У России есть планы разработки сверхтяжелой ракеты-носителя. Насколько я знаю, на прошлой неделе Путин подписал указ о создании такой ракеты. К сожалению, это, мягко говоря, неблизкая перспектива. В планах на 2018–2019 годы значится разработка эскизного проекта, следующие несколько лет — разработка технической документации, макетов, испытания. К летным испытаниям этот носитель приступит в 2028 году. К тому времени Маск обещает сделать Big Falcon Rocket <ракету, которую планируется отправить на Марс. — The Insider>.

Так что картина немножко грустноватая. Немедленно Роскосмос ответить ничем не может, в перспективе какие-то работы планируются, но я даже боюсь прогнозировать, какой будет ситуация на мировом космическом рынке через десять лет. Она может измениться кардинальным образом.

Можно, конечно, надеяться на то, что государство выделит деньги на развитие космической отрасли. Не знаю, каковы шансы, но хочется верить. Можно попытаться привлечь инвесторов из числа наших бизнесменов, которые вложили бы деньги в перспективные долгосрочные проекты, но здесь шансы тоже довольно призрачные.

Виталий Егоров, эксперт, популяризатор космонавтики, автор блога Зеленый кот, специалист компании  Dauria Aerospace

На сегодняшний день проблема в том, что ракету Маск создал, но на нее нет нагрузки. Последние 30 лет мировая космонавтика жила и развивалась в реальностях ракеты, способной запустить 30 тонн. Самой мощной ракетой до сих пор была Delta Heavy 4, которая могла нести 28,5 тонны. Все, что производили Пентагон, Минобороны России, все коммерческие компании, упиралось в этот технологический предел, и, по сути, вся нынешняя космонавтика полностью этим удовлетворялась. Ничего больше и мощнее не было нужно.

В ближайшее время Маск будет вынужден набирать нагрузку по несколько спутников — по два геостационарных или больше, но у существующей индустрии накопился некий темп. То есть в год производится определенное количество спутников с определенным количеством задач. Поэтому Маск столкнется с теми же проблемами, что и в случае с многоразовыми ракетами: мы можем выводить больше, но нам нечего выводить. Об этот потолок в свое время разбился «Шаттл»: когда США завершили строительство своего сегмента МКС, они закрыли проект «Шаттл», потому что он был избыточен.

Те же проблемы ждут и Маска с его Heavy. Единственная надежда на то, что спутникостроение развивается, технологии развиваются, появляются новые проекты, рынок растет. Однако Маску все равно придется пройти «долину смерти» - тот период, когда он будет не нужен. При этом Falcon Heavy должен гарантированно сохраняться в виде ракеты, чтобы все производители понимали, что эта ракета будет летать через десять лет, и начали производить спутники повышенной массы именно для нее.

Маск сделал ракету, и рынок с учетом появления такой ракеты должен измениться.

Одним из способов загрузить Falcon Heavy работой была идея запуска туристов к Луне, но там есть проблемы организационного характера, и в ближайшее время Маск запускать людей не планирует. На ближайшее время какую-то поддержку ему окажет Пентагон, возможно, NASA что-нибудь придумает, но это будет «для поддержания штанов». Для США, конечно, есть смысл поддерживать такой потенциал, раз уж он появился, особенно учитывая, что государство не заплатило за эту ракету ни копейки.

Единственное, на что Маск может реально претендовать на сегодняшнем рынке, это доля, которую сейчас занимает европейская ракета Ariane 5. Она тоже запускает по два спутника, и тоже достаточно тяжелые. Если предыдущая ракета Маска Falcon 9 практически вытеснила российский «Протон», который десять лет назад занимал больше половины рынка, то доля Ariane как составляла 40% десять лет назад, так и остается на том же уровне. Ariane дорогая, но очень надежная ракета - у нее 80 безаварийных пусков подряд, и спрос на нее есть, несмотря на успешный выход Маска на рынок. Маску предстоит тяжелая битва, но, думаю, он понимал, во что ввязывается, когда все это запускал.

Что касается перспектив российской космонавтики после запуска Falcon Heavy. Недавно я посчитал, как сильно российская космонавтика зависит от иностранных заказов, включая коммерческие. Получилось примерно 25%. Часть этих заказов сократилась как раз стараниями Маска: если раньше мы запускали десять коммерческих «Протонов», то сейчас запускаем два. Соответственно, $1 млрд из Роскосмоса уже ушел к Маску. И вряд ли будет лучше, поскольку Маск только снижает стоимость своих ракет. Какая-то доля у Роскосмоса останется, но очень незначительная.

На остальные 75% Роскосмос живет на госзаказах, и здесь проблема остается неизменной - нехватка этих заказов. Уже сейчас потенциал российской космической отрасли примерно в полтора раза превышает ее реальную востребованность. Когда были иностранные заказы, можно было частично загружать работой специалистов. Если эти заказы отваливаются - мы все равно несем убытки.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari