Правительство разрешило госкомпаниям не публиковать данные о поставщиках и подрядчиках, получающих контракты. Документ был подписан 27 ноября. 30 ноября внимание на него обратили «Ведомости».
Согласно постановлению, госкомпании могут указать в реестре закупок результаты, способ и цену без данных о победителе. Поиск информации о контрактах с субподрядчиками закрывается. Мера действует до 1 июля 2018 года.
Источник «Ведомостей», близкий к «Роснефти», говорит, что госкомпании боятся обнародовать информацию о внутригрупповых и финансовых сделках. Сведения о контрагентах хотят защитить все компании, находящиеся в санкционном списке Запада, чтобы не раскрывать схемы, позволяющие обходить эти санкции. Из-за ограничений постоянно возникают проблемы при работе с крупными подрядчиками, которые боятся огласки сотрудничества при работе над технологиями, которые очень сложно заменить, говорит собеседник газеты, близкий к «Роскосмосу».
«Ведомости» напоминают, что с февраля наказание за нарушение санкционного режима ужесточается. Тем, кто после 2 августа 2017 ода. совершил «существенную транзакцию» с российской компанией, находящейся под санкциями, грозят те же ограничения, что и их российским партнерам, вплоть до замораживания счетов, ограничения экспорта американских товаров в адрес нарушителя, запрета на займы в США, отказа в американских визах. Наказание за крупные сделки с «Ростехом», «Вертолетами России», «Созвездием», «Сухим», «Калашниковым», «Оборонпромом», УВЗ, «Рособоронэкспортом» и другими компаниями могут понести компании или люди по всему миру.
Партнер юридической компании «Яковлев и партнеры» Екатерина Смирнова опасается, что новая мера затруднит поиск данных, это позволит заказчикам публиковать только проект договора. Искать данные о поставщике по контрактам практически нереально, говорит эксперт по закупкам экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский.
Юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь сомневается, что санкции - главная причина выхода такого постановления. По ее мнению, за рубежом уже есть достаточно эффективные механизмы контроля за санкционным режимом: «Думаю, реальная причина связана с теневым бюджетом, госкомпании очень не любят отчитываться о своих тратах перед российскими пользователями». К примеру, сведения о работах по благоустройству в Москве уже защищены законом о гостайне, данных о них нет в публичном доступе, так что власти продолжают закрывать закупки от общества, считает она.