
Фото: Владимир Зеленский на пресс-конференции в Гааге, 16.12.2025 / AFP
Самолет украинского президента Владимира Зеленского днем 18 декабря приземлился в Брюсселе, где президент Украины примет участие в саммите ЕС. На нем европейские лидеры должны решить вопрос об использовании замороженных российских активов для помощи Украине. На борту самолета Зеленский ответил на вопросы журналистов в формате голосовых сообщений в чате Офиса президента.
В частности, Зеленский снова прокомментировал позицию Украины по вопросу создания «буферной зоны» на Донбассе. На прошлой неделе стало известно, что США предложили создать в регионе «свободную экономическую зону» (Россия называет ее «демилитаризованной зоной»), при этом неясно, кто будет ее контролировать. Позднее помощник президента РФ Юрий Ушаков допустил, что Россия выведет из Донбасса подразделения ВС РФ, но оставит там Росгвардию.
«Есть несколько вопросов от The Insider и других изданий о Донбассе и нашей позиции. Я уже несколько раз об этом говорил. Мы все знаем позицию России. Они хотят захватить весь Донбасс. А сейчас они хотят, чтобы мы ушли из Донбасса. Это их позиция, она открыта. Наша открытая позиция, что мы не готовы на соответствующие шаги, и Соединенные Штаты Америки ищут компромисс.
Относительно обсуждения этого плана из 20 пунктов, гарантий безопасности, договора о восстановлении — всех документов и всех возможных шагов. В пятницу–субботу наша команда будет в Соединенных Штатах Америки. Она уже в пути. Я не знаю, кто еще [там] может присутствовать. Может, будут европейцы», — заявил президент Украины.
Что Зеленский говорил в чате другим изданиям
- О «репатриационном кредите»:
«Важно, что мы обсудили с американцами в Берлине, что Украине нужны деньги на восстановление. Америка сказала, что готова помогать, пока подробностей у меня нет. Европа также всегда говорила о восстановлении Украины. Сейчас я как раз лечу в Брюссель. Это решение на столе, на сегодняшний день это зависит от политической воли. Я буду разговаривать со всеми лидерами, доказывать наши аргументы, и очень надеюсь, что мы можем получить положительное решение».
- О гарантиях безопасности: для Украины принципиально, чтобы соответствующие гарантии поддержал Конгресс США и документ был признан юридически. Он должен отражать обязательства 5-й статьи НАТО. Для Киева также важно, «чтобы мы знали, как партнеры будут реагировать в случае повторения агрессии России». Украина и США договорились публично не говорить о деталях гарантий, пока документ не будет доработан.
- О возможном усилении давления США на Россию:
«Сейчас намеков [на это] быть не может, потому что пока нет статуса, что русские точно не пойдут на мирное соглашение. Хотя я, безусловно, понимаю, что они точно не хотят [идти на него]. Но если американцы смогут надавить на них больше, может, нам всем удастся прийти к дипломатическому треку в Украине».
- Об окончании войны и переговорах: для Украины важно, чтобы это произошло как можно раньше, а это значит, что Киев должен быть «в сильной позиции». Это должна понимать и Россия: так, она должна видеть решение по так называемым reparations loan — то есть что «точно на 26–27 годы Украина обеспечена деньгами».
- О возможном отказе ЕС использовать замороженные российские активы:
«Если у Украины не будет таких денег, она [окажется] в более слабой позиции. Тогда у Путина растет соблазн захватить нас, потому что мы в такой позиции, когда у нас не хватает денег на жизнь и на оружие. И он понимает, что мы будем более слабыми, более уязвимыми. И абсолютно понятно, что он точно не захочет дипломатического трека, точно не захочет какой-либо дипломатии, какого-либо диалога».
- О выборах президента: Зеленский подтвердил, что готов к проведению президентских выборов в стране. Он также поддержал формат онлайн-голосования для украинцев за рубежом.
- О Купянске и видео, записанном из города:
«Все это высоко оценили: и наших воинов, которые держат Купянск, и то, что я был там лично, — это поставило точку в том, что Путин снова лжет об оккупированных новых территориях. Это повлияло на мои разговоры с американцами. Это очень сильно повлияло на разговоры с европейцами».