Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD78.25
  • EUR90.79
  • OIL63.34
Поддержите нас English
  • 922
Новости

Восьмерых фигурантов дела о взрыве на Крымском мосту приговорили к пожизненному заключению

Фото: ТАСС

Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил к пожизненному лишению свободы всех восьмерых фигурантов дела о взрыве на Крымском мосту. Об этом сообщает корреспондент «Медиазоны» из зала суда. Их признали виновными по статьям о теракте и перевозке взрывчатки.

По версии следствия, шесть предпринимателей, фермер и дальнобойщик действовали в сговоре со спецслужбами Украины, в результате чего 8 октября 2022 года на Крымском мосту был подорван грузовик со взрывчаткой. Мост тогда получил серьезные повреждения, пять человек погибли. Обвиняемые вину не признали — все они настаивают, что не знали о взрывчатке в грузе.

Спустя год после взрыва глава СБУ Василий Малюк рассказал в интервью New Voice, как готовилась операция. По его словам, 21 тонну взрывчатки в тротиловом эквиваленте спрятали в металлические цилиндры, которые уложили внутрь больших рулонов пленки. Груз выглядел «абсолютно гражданским». Операцию разрабатывали трое сотрудников СБУ, включая Малюка, а остальных людей «использовали втемную».

Суд признал виновными и назначил пожизненные сроки:

  • фермеру из Херсона Роману Соломко,
  • гражданину Армении, дальнобойщику Артуру Терчаняну,
  • предпринимателю Артему Азатьяну,
  • предпринимателю Георгию Азатьяну,
  • предпринимателю Владимиру Злобу,
  • предпринимателю Александру Былину,
  • главе логистической компании «ТЭК-34» Олегу Антипову,
  • сотрудничавшему с сервисом OnlineSim Дмитрию Тяжелых.

В августе этого года «Мемориал» признал всех фигурантов политзаключенными. Правозащитники отмечают, что следствие не представило убедительных доказательств того, что обвиняемые знали о взрывчатке в грузе или имели умысел подорвать Крымский мост:

«По нашему мнению, действия фигурантов до взрыва и после него не позволяют увидеть какой-либо связи с украинскими спецслужбами. Напротив, после взрыва они сами пришли в ФСБ и сотрудничали со следствием.
Мы считаем, что дело о подрыве Крымского моста носит явно политический характер. Оно построено на предположениях следствия. В условиях, когда настоящие организаторы и исполнители недоступны для российских властей, следствие решило устроить показательный суд над случайными людьми, до которых смогло дотянуться».

Материалы дела подробно описывают цепочку перевозки груза, и ее участники, как и правозащитники, не оспаривают сам факт этой логистики. Однако обвинение настаивает на осведомленности фигурантов о характере груза и наличии у них умысла на подрыв Крымского моста. Как утверждает обвинение, фермер из Херсона Роман Соломко еще за несколько месяцев до взрыва разработал маршрут, по которому завозил заказанное в Китае сельхозоборудование через Россию в оккупированную Херсонскую область. Этой схемой, считают силовики, заинтересовался украинец Михаил Цюркало — его объявили в международный розыск — и через знакомого Дениса Ковача связался с Соломко, сообщив о грузе пленки, «для которого нашелся покупатель». Сам Соломко, как передавал его бывший адвокат, настаивает, что лишь поделился информацией о логистике и не знал о взрывчатке.

Пленка из Болгарии прибыла в грузинский Поти, откуда водитель Артур Терчанян повез ее через Грузию и Армению в Россию. Фура трижды прошла таможню, отмечала Русская служба Би-би-си. В Армавире Терчанян выгрузил товар на склад компании «Агробизнес» Артема и Георгия Азатьянов — по предварительной договоренности их знакомого Владимира Злоба с Соломко. Следующим утром груз забрал погибший при взрыве Махир Юсубов, который получил заказ на бирже перевозок; заявку туда, по данным следствия, разместил глава логистической компании «ТЭК-34» из Петербурга Олег Антипов. Его контакты Злобе передал предприниматель Александр Былин, который, как утверждает его семья, лишь познакомил двух перевозчиков и не имел отношения к содержимому груза.

Отдельный эпизод в обвинении касается 40-летнего Дмитрия Тяжелых, который сотрудничал с сервисом OnlineSim и обслуживал GSM-шлюзы в своей квартире. Следствие считает, что один из выданных системой виртуальных номеров использовался для конспиративной связи и отслеживания перемещения фуры с пленкой. Сам Тяжелых утверждал, что не контролировал распределение номеров и лишь менял SIM-карты в оборудовании.

При взрыве, кроме водителя грузовика Махира Юсубова, который вез рулоны пленки, погибли четверо находившихся поблизости пассажиров легкового автомобиля. Взрыв вызвал сильный пожар: часть автодорожного пролета обрушилась в воду, движение по мосту было полностью остановлено, а затем ограничено на время ремонта.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari