
Фото: Медиасток.рф
Сегодня, 25 ноября, должны вынести приговор физику Артёму Хорошилову, которого обвиняют в госизмене, приготовлении к диверсии и воздействии на критическую инфраструктуру. 19 ноября прокуратура попросила приговорить ученого к 25 годам лишения свободы. T-invariant собрал мнения деятелей науки о деле и запрошенном физику сроке.
Хорошилова обвиняют по статье о госизмене из-за донатов украинским фондам, которые он не отрицает. Остальные же обвинения физик отвергает. В качестве доказательств приготовления к изготовлению взрывного устройства и диверсии обвинение называет найденные дома у Хорошилова селитру, ацетон и другие бытовые вещества, которые теоретически можно использовать для создания бомбы, однако только из них взрывное устройство сделать не получилось бы, отмечает защита. Также Хорошилова обвиняют в DDoS-атаке на серверы «Почты России» из-за найденной у него на компьютере программы, однако доказательств ее использования приведено не было, утверждает T-invariant.
В обвинительной речи прокурор Мадина Долгиева заявила, что высокий интеллект Хорошилова усугубляет его вину:
«Подсудимый Хорошилов имеет высшее образование, ученую степень, положительные характеристики. Однако именно эти обстоятельства усугубляют его вину. Он, обладая высоким интеллектуальным потенциалом, сознательно и целенаправленно направил свои знания и навыки на продажу безопасности собственной страны, действуя не по незнанию, а исходя из глубоких и устойчивых антигосударственных убеждений».
Один из видных членов РАН на условиях анонимности в комментарии T-invariant отметил, что особая жестокость к «умным» логична для нынешнего режима в условиях войны:
«Аргумент про высокий интеллект подсудимого как отягчающее [обстоятельство] нас всех просто “припечатал”. Я вижу тут следующую логику: если умный не поддерживает СВО, это может повлиять на отношение к СВО большинства. Особая жестокость к умным логична для путинской системы. Если глупых не настраивать против умных, то умные будут примером для подражания или хотя бы их пример будет заставлять задумываться <...>.
Отличие приговора Хорошилову от, скажем, дел ученых-гиперзвуковиков, простое. Тут есть прямая связь с СВО, поэтому такой предельно жесткий приговор. Система звереет. 15 лет за гиперзвук — это совсем другая струя. Теперь всё, что касается СВО, карается особенно свирепо. Карают не только тех, кто противодействует публично или скрыто, но и тех, кто порицает, как в случае с Хорошиловым, или даже не приветствует. Ужесточение репрессий будет монотонным по всем направлениям».
Доктор физико-математических наук Андрей Цатурян считает дело против Хорошилова попыткой запугать научное сообщество:
«Срок прокуратура просит чудовищный. Кошмарная история. В стиле НКВД — как будто из их приговоров списывали. Это максимальный срок по советскому УК. Притом что никаких насильственных действий ему не инкриминируют. Очевидно, это попытка всех запугать. Как будто боятся чего-то или кого-то. Впрочем, может быть, просто выслуживают очередные звездочки».
The Insider отмечает, что теперь, согласно поправкам 2023 года, государственная измена может караться сроком вплоть до пожизненного лишения свободы.
Александр Костинский, доктор физико-математических наук, начавший свой научный путь, как и Хорошилов, в ИОФАН, отмечает, что несостыковки в версии обвинения настолько очевидны, что процесс не стал широко освещаться пропагандистами:
«В деле Артёма Хорошилова странно то, что при всем тяжелейшем обвинении и запрошенном небывалом для преследуемых ученых прежде наказании мы не видим попытки превратить это дело в показательный процесс. Артёма обвиняют в намерении совершить целый ряд диверсий. Казалось бы, спецслужбы — молодцы, предотвратили серьезное преступление. Им бы надо и себя показать, и народ запугать, рассказать про это дело по телевизору с посланием всем сочувствующим: “Не будь как Артём, а то мы и тебя поймаем везде!” Однако в той небольшой информации, что мы знаем об этом судебном процессе, уже видны серьезные нестыковки и проблемы с доказательной базой. И это говорит о том, что даже на межведомственном уровне конкретная следственная группа не готова привлекать внимание к этому делу, чтобы похвастаться перед коллегами. И тем более не готова публично представлять дело Хорошилова как профессиональную удачу.
Это понимает и прокурор Мадина Долгиева, которая использует в качестве аргумента высокий интеллект Артёма. Будь у нее аргументы повесомее и убедительнее, она бы их нашла. Но их, видимо, нет. Так что это дело будет тихо завершено, ляжет строчкой в положительную статистику предотвращенных самых тяжких преступлений. Отсюда, предполагаю, несоразмерный по доказанным действиям срок — чтобы подчеркнуть значимость “предотвращенного”».
Защитники физика отмечают, что в деле Хорошилова нет фактических действий — обвинения в приготовлении к диверсии и изготовлению взрывного устройства описываются как намерения. The Insider писал про дело Ильи Бабурина, где также фигурировали «намерения», а фактические действия отсутствовали. О том, как ФСБ срежиссировала это дело, а суд назначил 25 лет за «намерения» организовать поджог военкомата, читайте в материале The Insider.