
Власти Германии опровергли информацию о том, что россиянам, приехавшим в Германию по гуманитарным визам, выданным в соответствии с §22.2 Закона о пребывании, перестали продлевать виды на жительство. «Для лиц, принятых в стране для защиты политических интересов ФРГ, они могут быть продлены, как и ранее», — сообщили в министерстве внутренних дел.
Ранее сразу несколько русскоязычных Telegram-каналов сообщали о том, что эмигранты, живущие в землях Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн и в Берлине, сталкиваются с тем, что их записи в миграционные ведомства на продление ВНЖ аннулируются «до принятия нового указа» после 31 декабря 2025 года. Аналогичные истории появлялись в тематических чатах.
В берлинском ведомстве по делам иммиграции (LEA) сообщили The Insider, что сейчас все бюрократические услуги переводят в электронный формат — в частности, подача документов на продление вида на жительство теперь может осуществляться через специальное приложение. Однако за исключением этого технического нововведения критерии получения гуманитарного вида на жительство не изменились.
О фактической приостановке выдачи гуманитарных виз (на них имеют право не только россияне, но и граждане Беларуси, Турции, Ирана и других стран) стало известно летом этого года: тогда на сайте министерства внутренних дел появилась пометка о заморозке всех процедур гуманитарного приема. По данным правозащитников, фактически гуманитарные визы не выдавались к тому моменту уже около двух месяцев.
Позднее депутат Европарламента от партии «Зеленых» Сергей Лагодинский на своей странице в Facebook cообщил, что «мораторий на выдачу гумвиз» снят, однако фактически мало что изменилось. Как рассказали представители правозащитных организаций на специальной пресс-конференции 1 октября, программа выдачи гуманитарных виз россиянам и белорусам по ускоренной процедуре, благодаря которой ее получили большинство граждан этих стран, закрыта и возобновлена не будет. Хотя гуманитарные визы действительно продолжили выдавать, их количество резко снизилось: как рассказали впоследствии журналисты немецкого телеканала «Первый», за время, прошедшее с момента «разморозки» до начала октября, были выданы всего три гуманитарные визы, причем выдаются они только «в особых случаях», критерии которых в открытом доступе отсутствуют. Самым тяжелым последствием для заявителей оказалось то, что дела тех, кто уже получил одобрение визы, но не успел вклеить ее в паспорт, отправили на пересмотр в соответствии с новыми правилами. Заявления, поданные до заморозки программы, теперь также будут рассматривать по новой процедуре.
Представитель организации «Горизонты» в разговоре с The Insider рассказал, что число «застрявших» из-за решения немецкого правительства заявлений исчисляется сотнями:
«В общей сложности в МИД Германии подано от всех вывозящих и помогающих организаций более 400 заявлений. Рассмотрение этих заявок приостановлено из-за сложившейся ситуации.
Людей, которые получили одобрение на получение визы, но не успели ее оформить, более 50 человек.
Мы сейчас разрабатываем стратегию помощи протестным россиянам. Французская гуманитарная виза пока работает, будем направлять людей туда в любом случае».
Координатор другой помогающей организации InTransit добавил, что французская программа гумвиз отличается от немецкой, что делает ее недоступной для некоторых заявителей:
«На данный момент, по оценкам организаций, около 300 человек зависли в процессе, то есть подали заявки на гумвизу ФРГ, но не получили ответа. Значительная часть ждет ответа на свои заявки уже год, другие — полгода. Из них около 50 человек получили одобрение визы до заморозки процедуры, но отнесли паспорта в посольства ФРГ после мая 2025 года. Визы им также не выдают, загранпаспорта лежат в посольствах, никакого движения не происходит.
Сейчас мы продолжаем адвокационную кампанию по этим 50 одобренным, пытаясь добиться оформления виз для них, а также работаем по адвокации кейсов, которые представляются особенно значимыми из тех, кто осуществил подачи. Однако новые одобрения немецких гуманитарных виз не выдаются с мая: нашим коллегам из разных организаций неизвестно ни об одном прецеденте выдачи нового одобрения визы. И пока профильные ведомства не подают никаких сигналов.
Тем, кто не готов ждать, мы предлагаем переподать документы на французскую или польскую гуманитарные визы и осуществляем эти подачи. Однако по этим типам виз есть существенные отличия от немецкой гуманитарной визы. Подача на французскую гуманитарную визу, например, подходит либо людям, которые смогут самостоятельно оплачивать свое существование во Франции, не самой дешевой стране, либо тем, у кого есть политическое уголовное преследование и они могут после получение гуманитарной визы стать соискателями политического убежища во Франции. То же самое касается и польской гуманитарной визы — с тем ограничением, что по польской программе прием распространяется только на журналистов и правозащитников, а подача заявок на убежище сейчас временно приостановлена в связи с большим числом обращений.
В связи с тем, что теперь большой поток заявителей перенаправляется на французское направление, можно ожидать значительной очереди и увеличения срока рассмотрения заявок теперь и по французской программе. В целом, сейчас помощь по эвакуации и вывозу людей под уголовным преследованием или с высокими рисками преследования затруднена еще больше, чем ранее, а легализация превращена в невероятно длительный сложный процесс без каких-либо предсказуемых сроков и гарантий ответа. Мы можем говорить о ситуации полной неопределенности: сейчас никто не сможет сказать, будут ли вообще какие-нибудь одобрения немецких гуманитарных виз, скажем, в ближайшие полгода, сможет ли французская программа взять нагрузку на себя и сколько человек смогут принять в те же ближайшие полгода, сколько теперь еще надо ждать всем этим людям, находящимся в небезопасных странах с ежедневно увеличивающимися рисками».
Ускоренная процедура получения гуманитарной визы в Германию для граждан России заработала в мае 2022 года на фоне войны в Украине и усиливающихся репрессий. В ее рамках люди, подвергавшиеся в России преследованию за свою политическую или общественную деятельность и имеющие профессиональные связи с Германией, могли получить право на въезд в страну, вид на жительство сроком до трех лет, продлеваемое до тех пор, пока опасность на родине сохраняется, а также право на работу, интеграционные курсы, социальное жилье, денежное пособие и медицинскую страховку. От политического убежища программа отличалась тем, что во время рассмотрения дела заявитель должен был находиться за пределами Евросоюза, но ждать приходилось меньше — обычно несколько месяцев против нескольких лет. Кроме того, обладатели гуманитарной визы, в отличие от беженцев, сохраняли право пользоваться российскими консульскими услугами и российскими паспортами. За время действия программы ею воспользовались 2490 человек из России. Решение о закрытии программы представители МВД объяснили «перегрузкой систем приема и интеграции».