
Штурм квартиры подозреваемого в незаконной передаче телефонных номеров третьим лицам. Фото: кадр видео МВД России
Вчера МВД отчиталось о первом уголовном деле по введенной в сентябре статье о незаконной передаче телефонных номеров третьим лицам. Несмотря на небольшую тяжесть статьи, в задержании подозреваемого участвовали спецназ и федеральное управление полиции по борьбе с киберпреступлениями (УБК МВД). Адвокаты, с которыми поговорил The Insider, считают такие действия элементом устрашения населения, а целью государства — построить «цифровой концлагерь».
Сотрудничающая с «ОВД-Инфо» адвокат Валерия Ветошкина в разговоре с The Insider отметила несоразмерность масштаба операции и тяжести «преступления»:
«Судя по масштабам операции, речь идет скорее о демонстративных действиях — попытке показать, что новая статья действительно „работает“ и будет применяться строго. Такие показательные задержания нужны силовикам для создания превентивного эффекта и публичного сигнала, что государство контролирует сферу связи и борьбы с анонимностью. С точки зрения тяжести самого деяния, подобное применение федеральных структур и спецназа выглядит явно несоразмерным.
Я думаю, что это элемент более широкой политики тотального контроля над коммуникациями. Государство стремится исключить любые возможности анонимного или неучтенного общения — особенно в условиях, когда мессенджеры, VPN и зарубежные сервисы частично блокируются, а мобильный номер остается универсальным идентификатором личности».
Адвокат Андрей Федорков в комментарии The Insider заявил, что подобные действия, направленные на устрашение, стали уже обычной практикой силовиков, причем применяются они в отношении не только подозреваемых, но и свидетелей. Введение новой статьи и показательное задержание первого подозреваемого в незаконной передаче телефонных номеров Федорков связывает с ужесточением контроля в сфере коммуникаций и пресечением анонимного присутствия в интернете:
«Это является очередной стадией в построении системы „цифрового концлагеря“ в России, где любая активность человека в интернет-пространстве будет находиться под пристальным наблюдением спецслужб».
В то же время адвокаты отмечают, что не любая передача сим-карты другому человеку теперь является преступлением.
«Просто за передачу номера предусмотрена административная ответственность по статье 13.29.1 КоАП. Но согласно закону „О связи“, родственникам передавать сим-карту можно»,
— объясняет Ветошкина.
Федорков считает, что новая статья будет применяться точечно и пока нет оснований полагать, что приобретет массовый характер:
«Под признаки преступления подпадает, исходя из того, как сформулирована норма статьи 274.4 УК РФ, не любая передача сим-карты в пользование другому человеку. Во-первых, наказывается „организация деятельности“, что предполагает систематический характер такой деятельности, а не разовую передачу номера от одного лица другому. Во-вторых, необходимо доказать, что целью такой деятельности являлось извлечение материальной выгоды либо совершение какого-либо преступления и что лицо, которое передавало номер, преследовало именно такие цели».
21 октября МВД сообщило о задержании жителя Химок, подозреваемого в заключении договоров на оказание услуг связи по поддельным доверенностям от имени юрлиц. По версии следствия, он должен был получить по 9 тысяч рублей за каждый оформленный договор. Новая статья 274.4 УК РФ, вступившая в силу 1 сентября, предусматривает до 3 лет лишения свободы за «организацию деятельности по передаче абонентских номеров с нарушением требований законодательства», но реальные сроки в случае первой судимости по ней возможны лишь при отягчающих обстоятельствах.