
Несколько российских государственных деятелей высказались в последние дни по теме обязательных взносов в систему ОМС для неработающих граждан — то есть, по сути, лишения их бесплатного медобслуживания.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на парламентских слушаниях по проекту бюджета предложила обязать неработающих и тех, кто получает доход в теневом секторе, самостоятельно вносить взносы в размере 45 тысяч рублей в год — около 3750 рублей в месяц. Она заявила, что это «восстановит справедливость», поскольку сейчас работающие граждане «содержат» огромное количество трудоспособных, но не работающих людей, и попросила министра финансов Антона Силуанова не затягивать работу над этим предложением.
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков поддержал инициативу и назвал неработающих граждан «тунеядцами», которых нужно обязать делать взносы на пенсию и в ФОМС. В сентябре тему поднял мэр Москвы Сергей Собянин, сообщивший, что столица платит в ФОМС 180 млрд рублей за неработающее население, а порядка 10 млн человек по стране не работают и даже не обращались за социальной поддержкой. Впрочем, глава Минтруда Антон Котяков в интервью РБК сказал, что «внутренне» не поддерживает идею о введении налога на тунеядство.
Экономист Татьяна Михайлова отметила в комментарии The Insider, что экономика РФ замедляется, нефтегазовые доходы падают, все бюджеты чувствуют нехватку — как федеральный, так и региональные.
«Здравоохранение — ответственность региональных бюджетов, поэтому Собянин выступил по этой теме. В традиции последних лет федеральный центр (в лице Матвиенко) отвечает: “Сами ищите средства, берите с граждан”.
Если смотреть на всё это реалистично, то получится что-то вряд ли. Большое количество неработающих в трудоспособном возрасте — это домохозяйки с детьми. Получается, мы хотим семьи поставить в еще более трудное положение?
Как обычно, это заявления в стиле “нет хлеба — пусть едят пирожные”. 45 тысяч рублей в год для простого человека — это немало. Если же человек реально трудоспособен, не занят хозяйством, уходом за детьми или пожилыми, а (допустим) самозанят в теневом секторе, то собрать с него эти деньги будет весьма проблематично. Не отказывать же реально в медицинской помощи!
Так что, по-моему, это просто перекидывание “мячика” бюджетных проблем в процессе обсуждений между разными уровнями. Говорит это скорее об общей напряженности в средствах, чем о каких-то конкретных планах давления на население».