
Фото: Dr Danielle Stordeur
Изотопный анализ зубов древних жителей Сирии показал неожиданную динамику мобильности при их переходе к оседлости.
В раннем неолите (X–IX тысячелетия до н.э.) люди были относительно мобильны, затем в период докерамического неолита (IX–VII тысячелетия до н.э.) мобильность резко снизилась — лишь около 10% населения проживали больше чем в одном поселении. Но к позднему неолиту (VII–VI тысячелетия до н.э.) она снова выросла до 24%, причём преимущественно за счёт женщин. Международная группа учёных проанализировала останки 71 человека из пяти археологических памятников Северной Сирии, исследование было опубликовано в Scientific Reports.
Учёные измерили соотношение изотопов стронция и кислорода в зубной эмали, что позволяет определить, где человек провёл детство. Были исследованы такие древние поселения, как Телль-Шейх-Хассан, Телль-Мурейбет, Телль-Джаде-эль-Мугара и Телль-Халула на Евфрате, а также Телль-Саби-Абьяд на реке Балих. Методика основана на том, что изотопный состав зубной эмали отражает геологию и воду региона, где формировались зубы в детстве.
Период докерамического неолита оказался временем максимальной локализации населения. Именно тогда формировались постоянные поселения, развивалось земледелие, росла плотность населения и процветали ритуальные практики. В поселениях Телль-Мурейбет и Телль-Халула почти все жители оказались местными. Исследователи считают, что это отражает консолидацию групп и глубокую привязанность к конкретным местам, возможно, направленную на социальную сплочённость в период демографического роста.
К позднему неолиту ситуация изменилась. В поселении Телль-Саби-Абьяд доля неместных выросла до 24%, причём пять из шести пришлых оказались женщинами, а шестой — подростком неопределённого пола. Поскольку изотопный состав отражает детство и юность, это говорит о том, что либо девочки чаще участвовали в мобильных активностях, либо женщины присоединялись к общине Телль-Саби-Абьяд в более позднем возрасте. Исследователи склоняются ко второму объяснению и видят здесь признаки формирования патрилокальных традиций.
И местные жители, и мигранты получали одинаковое погребальное обращение. В Телль-Халула двое неместных были похоронены в одном доме с каменными бусинами, орудиями и поясами из морских раковин — так же, как местные. В Телль-Саби-Абьяд неместная молодая женщина была погребена рядом с местным мужчиной, оба получили редкий ритуал с обжигом грудной полости. Это свидетельствует об инклюзивности групп и способности мобильных индивидов интегрироваться в новые сообщества.
Исследование заполняет пробел в понимании неолита Северного Леванта — ключевого региона для возникновения земледелия и оседлой жизни, соединяющего Южный Левант и Анатолию. Данные показывают, что переход к оседлости не был линейным процессом: после периода максимальной локализации мобильность снова выросла, объясняя археологические свидетельства межрегиональных связей. Авторы отмечают, что паттерны мобильности в регионе отличались от Центральной Анатолии или Южного Леванта, что указывает на разнообразие стратегий неолитических обществ.
Ранее археологи-добровольцы обнаружили три кремации бронзового века под популярным игровым полем в Кардиффе (Уэльс, Великобритания). Находки были сделаны в рамках четвертой фазы раскопок проекта CAER Heritage Project в парке Трелай, который реализуется совместно Университетом Кардиффа, местными школами и жителями.