
Фото: Wikicommons
Парламентская ассамблея Совета Европы 1 октября 2025 года приняла решение о создании платформы для диалога с «российскими демократическими силами в изгнании». Владимир Кара-Мурза, один из главных инициаторов проекта, назвал это «историческим днем» и заявил, что решение де-факто означает формирование российской оппозиционной делегации в ПАСЕ — теперь Россия и Беларусь получат голос в организации, несмотря на исключение из Совета Европы. Решение поддержало подавляющее большинство — 80 депутатов проголосовали «за», четверо воздержались.
Принятию решения предшествовали дебаты, в ходе которых украинские представители настаивали на включении в платформу бойцов легиона «Свобода России» и Русского добровольческого корпуса. Докладчик, эстонский депутат Ээрик-Нийлес Кросс, провел параллель с критикой эстонских борцов за независимость в изгнании во времена СССР — тогда о них говорили, что они «ничего не значат» и «просто пьют кофе в Стокгольме», однако именно эти люди представляли идею свободной Эстонии, которая победила.
Согласно резолюции, участники платформы должны соответствовать 15 принципам, включая признание территориальной целостности Украины, Грузии и Молдовы, поддержку создания спецтрибунала и выплаты Россией репараций. В докладе Кросса как ключевые «российские демократические силы» названы Михаил Ходорковский и Антивоенный комитет, Гарри Каспаров и «Форум Свободной России», Наталья Арно с Владимиром Кара-Мурзой и Фонд «Свободная Россия». Делегатам запретят использовать государственную символику РФ, но разрешат бело-сине-белый флаг как символ сопротивления.
Мария Певчих изучила документы ПАСЕ и обратила внимание на механизм формирования делегации. По ее словам, список кандидатов должны представить сами «российские демократические силы» по общему решению, после чего его утвердит бюро ПАСЕ — так что фактически они выбирают сами себя.
Она также отметила, что ФБК и команда Навального, хотя и упоминаются в докладе Кросса, но не попадают под определение «российских демократических сил» — документ указывает, что они «привлекли внимание действиями, вызвавшими критику и споры внутри российской оппозиции». Кроме того, она отметила необходимость подписания «Берлинской декларации» Ходорковского.
Один из основателей Антивоенного комитета и инициаторов платформы Дмитрий Гудков в беседе с The Insider сказал, что она является «попыткой приоткрыть закрытую дверь»:
«Это начало совместной работы внутри Совета Европы и парламентской ассамблеи. Мы уже не гости и не просто спикеры, а международно признанная платформа. С нее нам будет проще выстраивать формальные отношения с правительствами, МИДами. Это выход на Совет министров с нашими резолюциями и докладами — паспортная проблема, борьба с пропагандой, поддержка российских медиа. Это формальная институализация — то, к чему мы и стремились.
Сейчас мы находимся на стадии подготовки документа с регламентом этой платформы. Понятно, что мы не голосуем, но принимаем участие в заседаниях и выступаем, выносим проекты и резолюции. В декабре планируется встреча, где мы подготовим документ о регламенте и сформируем делегацию. Каждая организация, которая в резолюции была упомянута, выдвинет своих представителей. Это пока открытый вопрос — сколько будет делегатов.
В резолюции перечислены основные организации — “Антивоенный комитет”, каспаровский “Форум”, ФБК и другие. Есть четкие требования ПАСЕ: представители должны разделять ценности Совета Европы и подписать “Берлинскую декларацию”. Все вопросы и предложения направлены миллион раз, у всех есть контакты.
«Берлинская декларация» является документом, который может быть подписан в любой момент. Да, физически редакционная коллегия собралась в Берлине, когда проходила конференция Антивоенного комитета, но там были представители разных сил, которые принимали участие. Этот документ изначально обсуждался на рабочей группе ПАСЕ как базовый вариант.
Эта версия была предложена, затем жёстко поправлена, всё лишнее было удалено. В итоге остались только основные ключевые моменты. Там вообще нет никакого упоминания про Антивоенный комитет, Ходорковского или кого-то ещё.
Двери открыты для любой организации. «Берлинская декларация» может быть подписана в любой момент, когда захочешь. Нет такого, что ее не подписал ещё тогда — и всё. Она открыта, к ней присоединяются каждый день разные люди».
Политолог и колумнист The Insider Иван Преображенский напоминает, что идея о том, что после выхода России из Совета Европы в его структурах представителей путинского режима могли бы заменить оппозиционеры, появилась практически сразу же, как только Кремль попрощался с Советом Европы и его Парламентской ассамблеей.
«Первоначально движущей силой были скорее правозащитники и юристы, у которых были давние связи с Советом Европы, в первую очередь, по линии Европейского суда по правам человека. Позднее к этому подключились и те, кто считает себя политической оппозицией путинскому режиму. Параллельно переговоры вели и противники Александра Лукашенко, узурпировавшего власть в Беларуси. В числе идей, которые предполагалось реализовать, было участие оппозиционеров в работе всех органов Совета Европы, включая парламентскую ассамблею, на правах представителей своих стран. Речь шла также о поддержке идеи выдачи нового “нансеновского паспорта”. Идея эта была дискредитирована неудачной презентацией еще в первые месяцы полномасштабной войны, когда к ней приклеилась презрительная кличка “паспорт хорошего русского”. Но по мере истечения срока действия документов у тех, кто покинул Россию после 2022 года, ее актуальность не снижалась, а только возрастала. Представители оппозиции также надеялись воздействовать через Совет Европы на национальные правительства, в частности для развития санкционного режима против путинской России, чтобы ускорить прекращение военной агрессии с ее стороны.
В итоге постепенно сложилась группа людей из разных организаций, которую условно можно поделить на экспертов и тех, кто называет себя политиками. Из последних и сформировали в итоге первую “платформу” сотрудничества — пока только с ПАСЕ. Для этого не нужно было квалифицированного большинства голосов, главное, чтобы не было активного голосования “против”. Его и не случилось. “Платформа” образована, но она, безусловно, пока не является ни в коем случае “альтернативным представительством” России. ПАСЕ не предлагает россиянам участвовать в заседаниях ассамблеи на равных с депутатами от разных стран, они не смогут, конечно, и голосовать.
Однако после усилий нескольких лет наконец кажется, что появился первый постоянно работающий консультационный орган — не форум и не конференция — в рамках которого некоторые, хотя явно не все, представители российского гражданского общества и так называемой оппозиции могут регулярно контактировать с европейскими политиками и предлагать им свои решения по широкому кругу тем. Эти темы — от легализации россиян, продолжающих покидать страну из-за неприятия путинского режима и его преступлений, до выстраивания санкционного режима против России, продолжающей агрессивную войну против Украины».
Берлинская декларация была принята весной 2023 года по инициативе Михаила Ходорковского и ряда других живущих в эмиграции оппозиционеров. Сторонники Алексея Навального в ней не участвовали и документ пока не подписывали. Она содержит следующие пункты:
1. Война против Украины является преступной. Российские войска должны быть выведены со всех оккупированных территорий; международно признанные границы России должны быть восстановлены; военные преступники должны быть преданы суду, а жертвам агрессии — выплачены компенсации.
2. Режим Путина является нелегитимным и преступным. Поэтому он должен быть ликвидирован. Мы видим Россию страной, в которой гарантируются права и свободы личности, исключена возможность узурпации государственной власти.
3. Осуществление имперской политики внутри страны и за ее пределами недопустимо.
4. Политические заключенные и военнопленные должны быть освобождены, насильственно перемещенные лица должны получить возможность возвращения, а похищенные украинские дети должны быть немедленно возвращены в Украину.
5. Мы выражаем солидарность с теми россиянами, кто, несмотря на чудовищные репрессии, имеет смелость выступать с антипутинских и антивоенных позиций. И с теми десятками миллионов, кто отказывается соучаствовать в преступлениях режима.