
ИК-17, где содержится Иван Сафронов. Фото: NGS24.RU
Накануне группа поддержки политзаключенного журналиста Ивана Сафронова сообщила, что в ИК-17 Красноярска, где он в настоящее время отбывает 22-летний срок, больше не работает сервис электронных писем. The Insider выяснил, что такая проблема есть не только в колонии Ивана, но и во всех остальных учреждениях ФСИН Красноярского края.
Сервис «Ф-письмо» при попытке отправить письмо в какое-либо пенитенциарное учреждение Красноярского края прямо сообщает, что прием и обработка писем приостановлены по решению ГУФСИН России по Красноярскому краю. Сервис ZT (ранее ZonaTelecom) также перестал доставлять электронные письма в учреждения Красноярского края, однако признает это не всегда и продолжает принимать плату за письма, которые не будут доставлены. Третий сервис, «Родная связь», исключил Красноярский край из списка регионов, доступных для переписки. Таким образом, отключены все каналы электронной почты.

Скриншот с сайта «Ф-письмо»
Заключенные имеют право на переписку, и уже многие годы, помимо традиционных писем, в большинстве закрытых учреждений функционируют сервисы, которые мгновенно доставляют письма со свободы по сети. В колониях, тюрьмах и СИЗО эти письма распечатываются, проходят цензуру и передаются заключенным. Такие сервисы особенно актуальны в отдаленных регионах, куда привозят заключенных со всей России, потому что значительно ускоряют переписку. Доставка писем «Почтой России» может занимать недели. В Красноярском крае расположены две тюрьмы — в Минусинске и Енисейске, — куда этапируют в том числе политзаключенных из центральных и южных регионов, а также из оккупированного Крыма.
В тюрьме Енисейска, согласно данным правозащитных оргназаций, содержатся не менее 28 политзаключенных, в том числе первый известный поджигатель военкомата Кирилл Бутылин, приговоренный к 13 годам заключения, и сын липецкого священника Иоанн Ащеулов, осужденный на 17,5 лет лишения свободы по делу о попытке вступить в легион «Свобода России». В Минусинской тюрьме политзаключенных еще больше — по данным правозащитников, не менее 30. Среди них украинец Александр Марченко, осужденный за шпионаж по сфабрикованному делу, и башкирский политик Айрат Дильмухаметов.
В других учреждениях Красноярского края также содержатся политзаключенные. Например, в ИК-31 в Красноярске отбывают сроки фигурант «дела канских подростков» школьник Никита Уваров и основатель Group-IB Илья Сачков.
На проблемы с доставкой писем в учреждениях Красноярского края первыми обратили внимание родные и близкие арестантов. В одном из пабликов, где они делятся новостями о заключенных, опубликован скриншот чата с оператором поддержки ZT, где на вопрос «Что случилось в Красноярском крае? Ни в Енисейск, ни в Минусинск, ни в другие исправительные учреждения не доставляются электронные письма с 30 июля», тот отвечает:
«В данном регионе оборудование отключено по распоряжению УФСИН. Сроки нам не предоставлены».

Скриншот диалога со службой поддержки ZT
При этом на сайте ZT об отключении прямо говорится в редких случаях. По ряду учреждений без указания причины указывается, что в настоящее время письма туда доставляются исключительно партнером — «Почтой России». Это значит, что письмо будет распечатано в тульском офисе ZT и отправлено обычной почтой в колонию или СИЗО. Такую информацию сервис выдает, например, при выборе ИК-17, где содержится Иван Сафронов.

Скриншот с сайта ZT
В других случаях на сайте ZT указано, будто прием и отправление электронных писем осуществляется как раньше. На самом деле это не так, узнал The Insider: в распоряжении редакции оказалась переписка со службой обратной связи ZT, в которой по всем оставшимся колониям и следственным изоляторам, в которых официально работает электронная связь, ответили:
«В данное учреждение, письма доставляются моментально, на данный момент ведутся технические работы по обслуживанию оборудования».

Скриншот диалога со службой поддержки ZT
Такая ситуация сложилась в СИЗО-6 Сосновоборска, ИК-5 Старцево, ИК-15 Норильска, ИК-22, ИК-27, ИК-31 Красноярска, Канской ВК и КТБ-1 Красноярска. Когда завершатся «технические работы», неизвестно, в поддержке отвечают: «Точные сроки нам не установили».
Родственники политзаключенных подтвердили в разговоре с The Insider, что несмотря на фактическую приостановку отправки писем и в этих учреждениях, ZT принимает их, взимает оплату, а после они неделями висят в статусе «оплачено». Ответа ни на одно из них с конца июля не было.
«Всё отключили. Во всём регионе. Да, письмо отправить вы можете — заказ сформируется, и деньги спишутся. Можете без проблем написать хоть сто писем. Только они повиснут в статусе “оплачено”, и у цензора распечатаны не будут. Распечатаются и получат статус “доставлено” только после возобновления работы сервиса», — поделились в одном из чатов поддержки политзаключенных.
Только по двум учреждениям ГУФСИН по Красноярскому краю специалист ZT настаивает, что там сервис работает. Это ИК-24 в поселке Новобирюсинский Иркутской области, где содержатся ранее судимые мужчины, и женская туберкулезная зона ЛИУ-32 в Минусинске. Но нет и сведений от родных и близких заключенных, что в последние месяцы письма туда и оттуда доходили.
В Красноярском крае есть и другие места лишения свободы, которые вовсе не были подключены ни к одному из электронных сервисов писем. Это ИК-34 Старцево, ИК-42 Октябрьский, КП-12 Сычёвка, КП-13 Тагара, КП-33 Минусинск, КП-39 Сосновоборск, КП-44 Октябрьский.
ZT на момент публикации не ответили на запрос The Insider.