
Президент США Дональд Трамп, направляясь в Анкоридж, где должна состояться его встреча с Владимиром Путиным, во время пресс-конференции на борту самолета Air Force One заявил журналистам, что «не собирается торговаться от имени Украины», и, хотя планирует обсудить с Путиным территориальный обмен, финальное решение будет принимать именно Украина.
Кроме того, Трамп дал понять, что считает ненормальным масштаб потерь, которые Украина несет в этой войне: «Что меня волнует, так это их потери. За последнюю неделю они потеряли больше 7 тысяч человек. Почти все из них военные, ну и 36 человек в городе, по которому ударили ракетой. Это ненормально».
При этом Трамп выразил уверенность в том, что Путин заинтересован в экономическом сотрудничестве с Америкой, причем именно под его руководством: «Он не был заинтересован год назад в экономике Байдена, но заинтересован сейчас в экономике Трампа». По мнению президента США, российская армия продолжает наносить удары по Украине, поскольку Путин уверен в том, что это улучшает его переговорную позицию, тогда как на самом деле в глазах Трампа продолжение войны Путину только вредит. Также он заявил о возможности предоставить Украине гарантии безопасности совместно с европейскими странами.
Относительно вероятного возобновления деловых связей с Россией Трамп сказал, что оно будет обсуждаться «только при достижении прогресса», в противном случае он пообещал усилить экономическое давление на Россию, «чтобы спасти множество жизней». Также Трамп еще раз одобрил введение высоких тарифов на импорт, которые, по его мнению, способствовали оживлению американской экономики и развитию промышленности, и пообещал в ближайшие две недели ввести новые — на сталь, чипы и полупроводники.
Американистка Александра Филиппенко в разговоре с The Insider рассказала, что Трамп заинтересован в сотрудничестве с Россией не меньше, чем Путин — в сотрудничестве с Америкой, и именно поэтому так надеется на заключение сделки:
«Заинтересованность Дональда Трампа в сделке с Россией очень высока, и это не связано с российской экономикой. Давайте вспомним, с чего начиналось президентство Дональда Трампа. Начиналось оно в том числе с обсуждений, будет ли Гренландия 51-м штатом США или Гренландия будет 52-м, потому что 51-м будет Канада. И нынешняя встреча на Аляске связана с заинтересованностью Трампа арктическим регионом. Китай в 2018 году назвал себя арктическим государством. Несколько позже он пересмотрел свою позицию, но тем не менее Китай строит ледоколы. Китай рассчитывает на Северный торговый путь, который почти в три раза сократит путь его товаров в Европу. Соответственно, сейчас близкое сотрудничество Китая и России делает реализацию этих и других планов Китая все более вероятной. Поэтому самый большой интерес у Дональда Трампа в отношении России — это именно Арктика, вопросы Арктики, которые действительно подразумевают не только потенциально большую выгоду для Китая (или же ее отсутствие, если США будут взаимодействовать с Россией ближе), но и, конечно же, огромное количество природных ресурсов. Тем более что большой американский бизнес — нефтяной, газовый и урановый — связан с Республиканской партией».
Как пишет издание South China Morning Post, Китай может пересмотреть свою политику в Арктике в случае сближения России и США. Китай и Россию связывают многочисленные совместные научные и экономические проекты в Арктике, однако, как пояснил анонимный источник, сотрудничество Пекина с Москвой следует рассматривать «скорее как эпизодическое, чем стратегическое». «Я думаю, очень важно четко различать Россию и Китай. Россия представляет непосредственную военную угрозу, а цели Китая более долгосрочны и сосредоточены на исследованиях и судоходстве, при этом военные интересы Китая, как правило, довольно далеки от стран Северной Европы». То, что сотрудничество России и Китая во многом держится на общем восприятии США как оппонента, также не способствует его сохранению в случае улучшения отношений между Россией и США. Китай может счесть это риском для себя и отказаться от своих арктических амбиций.
Какой город Трамп имеет в виду, неясно. Информации о российских обстрелах с таким количеством жертв за последнее время найти не удалось. Согласно исследованию Центра стратегических и международных исследований (CSIS), опубликованному 3 июня этого года, с начала войны Украина потеряла 400 тысяч солдат, из них убитыми — от 60 до 100 тысяч.