
Фото: кампус Йельского университета в Нью-Хэвене, Коннектикут / admissions.yale.edu
Российские университеты этим летом оперативно удаляют информацию о сотрудничестве — совместных программах и семинарах — с Йельским университетом, обратило внимание издание T-invariant. Некоторые учреждения были партнерами Йеля на протяжении 10 и даже 30 лет, но в начале июля последний был признан «нежелательным».
Среди российских учреждений, сотрудничавших с Йельским университетом, в частности: НИУ ВШЭ, СПбГУ, МГУ, МГИМО, Казанский федеральный университет и Московская школа управления «Сколково». Упоминания о партнерских проектах этих вузов с Йелем на сайтах некоторых из них сейчас можно найти только в WebArchive, отмечает издание. Это касается, например, ВШЭ или СПбГУ. МГУ и МГИМО «подчистить» такие упоминания еще не успели (1, 2).
Информацию о сотрудничестве с российскими университетами удаляет и сам Йель. Некоторые из ссылок на сайте университета, посвященных совместным лекциям или программам стажировок, уже недоступны. Как пишет T-invariant со ссылкой на одного из ученых, который только что закончил исследовательскую программу в Йельском университете, офис по работе с иностранцами отреагировал на внесение в перечень «нежелательных» достаточно оперативно:
«В течение считанных часов офис, который отвечает за работу с иностранными преподавателями и студентами (в том числе гражданами России), разослал письмо. Оно начиналось с того, что “Йель вам всем глубоко сочувствует”. Далее там была инструкция, согласно которой впредь в случае совместных публикаций нужно напоминать коллегам в России о возможной опасности. <...> Лучше вовсе удалить посты о сотрудничестве с Йелем, даже если это было давно. А в частных разговорах даже были предложения от руководителей программ разорвать контракт задним числом, если так будет лучше для российских участников».
Удаляют информацию о мероприятиях и клубы выпускников Йельского университета. Например, Всемирный клуб выпускников Йеля стёр вкладку о Yale Club of Russia.
По мнению опрошенных изданием экспертов — юристов, экономистов и ученых, — на среднестатистических выпускниках или специалистах, которые сотрудничали с Йелем, признание последнего «нежелательным» вряд ли скажется. В зоне риска — ученые и студенты с активной политической позицией или исследователи, связанные со стратегическими отраслями.
Тем не менее учеба в Йеле сейчас попадает под административную статью 20.33 КОАП о сотрудничестве с «нежелательной» организацией на первый раз, а далее — уже под уголовную статью с максимальным наказанием до шести лет лишения свободы. Еще выше риски, если россиянин оплачивает свое обучение Йеле, — это уже преступление по статье о «финансировании деятельности нежелательной организации» без «буферной административки», говорит юрист Галина Арапова:
«Для потенциальных студентов, аспирантов из России это потеря легальной возможности там [в Йельском университете] учиться и использовать этот этап академического роста в своем CV для построения карьеры в России. <...> Вероятно для тех, кто закончит такой престижный университет, не будет стоять вопрос, рисковать ли своей свободой, они просто не будут возвращаться в Россию. Это лишит страну людей с образованием, полученным в одном из лучших университетов мира. Для выпускников Йеля, которые окончили его до даты признания университета “нежелательной организацией“, риски не столь велики... Но будет проблематично (если вообще возможно) ссылаться на факт такой учебы при трудоустройстве. Если в личных соцсетях останутся доступны публикации материалов Йеля или ссылки на его сайт, — это отдельно является нарушением и признается таким же “участием в деятельности“ нежелательной организации. Причем в этом случае закон действует ретроспективно. Неважно, когда была сделана публикация человеком, хоть 10 лет назад: если она до сих пор доступна, власти считают это “длящимся правонарушением”», — приводит издание слова эксперта.