
Замглавы комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин заявил, что WhatsApp с большой вероятностью подпадет под ограничения для программного обеспечения из «недружественных стран», вводимые в рамках поручений Владимира Путина по итогам встречи с российскими предпринимателями, и призвал мессенджер «готовиться к уходу с российского рынка». Предложения соответствующих мер правительство должно представить до 1 сентября этого года.
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, комментируя возможное прекращение работы WhatsApp, заявил, что «законы должны выполняться», однако признал, что WhatsApp сейчас является самым популярным мессенджером в России (по данным Mediascopе, им ежедневно пользуются 68% граждан РФ).
Юрист Саркис Дарбинян, автор Telegram-канала CyberSar, в разговоре с The Insider предположил, что в рамках разработанных правительством мер работа WhatsApp может быть серьезно затруднена и без полной блокировки.
«Очевидно, что аналогов WhatsApp на российском рынке нет. Тот же Max является абсолютно неконкурентоспособным с точки зрения возможностей платежей, приватности и функционала. У него нет никакого потенциала для разворачивания магазинов, ботов и так далее. Единственная возможность заставить людей мигрировать на отечественные аналоги — это вот такие административные бусты наподобие того, как это было с VK Видео, чтобы оттащить часть аудитории от YouTube. Такие меры могут оказаться достаточно успешными — YouTube потерял 20% трафика после замедления, а VK Видео получил достаточно много трафика и увеличил свое присутствие среди лидеров потребления трафика как раз благодаря этим мерам.
К 1 сентября, кроме блокировок, можно ожидать мер по приземлению — пессимизации в поисковой выдаче, плашек о том, что WhatsApp нарушает законодательство РФ, запрета на рекламу и использование в публичном пространстве. Например, Роскомнадзор может заставить российский бизнес удалять со своих страниц в соцсетях ссылки на то, что с ними можно коммуницировать через WhatsАpp. Это влияет на трафик и на то, что новые пользователи переходить к бизнесу через эти средства коммуникации уже не будут.
Что касается ограничения работы других приложений, я думаю, это будет какими-то волнами, как было после закона Яровой и закона об организаторах распространения информации. В один момент это могут быть мессенджеры, потом поставщики почтовых клиентов, потом какие-нибудь платформы для знакомств. Да, список большой и он может трактоваться в рамках поручений и указов Путина достаточно широко».
Встреча Путина с предпринимателями состоялась 26 мая. Тогда Путин заявил, что надо «душить» иностранные IT-сервисы, которые заявили об уходе из России, но в действительности не до конца покинули российский рынок, и закрывать лазейки, позволяющие закупать импортное оборудование вместо российского. На то, что некоторые иностранные сервисы, заявившие об уходе, на самом деле продолжают работать в России, Путину пожаловался один из участников встречи, гендиректор ПАО «ИВА» Станислав Иодковский. В качестве примера он привел платформу для видеоконференций Zoom. По словам Иодковского, из-за иностранных сервисов российские разработчики теряют миллиарды.
Ранее компания VK представила российский мессенджер Max — аналог китайского WeChat. В политике конфиденциальности мессенджера прямо указано, что он собирает данные пользователей и может передавать их как партнерам компании, так и правоохранительным органам. Некоторые эксперты считают, что реклама Max может быть подготовкой к блокировке независимых от государства мессенджеров, таких как WhatsApp и Telegram.