
Фото: Tech Transparency Project
Торговцы оружием, связанные с проиранскими хуситами, открыто выставляли объявления о продаже винтовок, гранатометов и другого вооружения в социальных сетях — в частности, Twitter и WhatsApp. Об этом пишет The Guardian со ссылкой на отчет организации Tech Transparency Project (TTP), которая занимается вопросами ответственности и прозрачности крупных технологических компаний. В некоторых случаях связанные с боевиками аккаунты продавали оружие в соцсетях месяцами, а то и на протяжении нескольких лет.
Всего в отчете фигурируют почти 200 аккаунтов: 130 — в Twitter и еще 67 бизнес-аккаунтов WhatsApp. В мессенджер WhatsApp потенциальных покупателей, как правило, направляли из объявлений, опубликованных в Twitter.
Потенциальным покупателям предлагали винтовки, автоматы, гранатометы и другое вооружение. Как правило, это было оружие американского производства: так, один из аккаунтов публиковал трехминутный видеообзор на американский ручной пулемет M249 SAW.

На продажу также выставлялось оружие российского производства: например, автомат АК-57 или РПГ-7.
В некоторых случаях под постами торговцев оружием появлялась реклама от Twitter, что указывает на то, что компания могла получать прибыль от такого контента, говорится в отчете TTP. При этом, согласно политике безопасности Twitter, компания не размещает рекламу под контентом, который может считаться «небезопасным».
Большая часть Twitter-аккаунтов — 109 — указывали своим местоположением в описании профиля Йемен или столицу страны Сану. Некоторые из них также часто публиковали контент в поддержку хуситов. Как минимум девять разных аккаунтов предлагали оружие в коробках с эмблемой боевиков и надписью «Бог велик, смерть Америке, смерть Израилю, проклятие евреям, победа исламу».
В WhatsApp почти половина торговцев — 28 из 67 — в описании профиля открыто указывали, что занимаются покупкой и продажей оружия. Четверть всех продавцов предлагали своим покупателям — «каталоги товаров». Эта функция на бизнес-аккаунтах WhatsApp позволяет посмотреть все товары в наличии, не покидая мессенджер. Политика WhatsApp и материнской компании Meta запрещает продажу огнестрельного оружия. При этом сама компания утверждает, что перед добавлением фото товара в «каталог» каждое из них проходит через модерацию. Как фотографии оружия прошли эту проверку, неясно.
После покупки Twitter Илоном Маском в 2022 году из компании были уволены большинство сотрудников, отвечающих за информационную безопасность и модерацию контента. Маск также анонсировал масштабные изменения в модерационной политике соцсети, а именно — послабления в ограничениях. Опрошенные The Insider эксперты сошлись во мнении, что подобные изменения в системе модерации Twitter привели к тому, что в социальной сети стали намного чаще публиковать недостоверную информацию, которую стало труднее отслеживать.
В январе этого года стало известно, что независимую проверку фактов в продуктах корпорации Meta хочет отменить и Марк Цукерберг. Глава Meta тогда обвинил независимых фактчекеров в «политической предвзятости» и «подрыве доверия в обществе».