Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD78.78
  • EUR93.13
  • OIL68.19
Поддержите нас English
  • 857
Новости

All Exclusive: Суда «теневого флота» избегают Ла-Манша — один танкер неделю дрейфует у входа, вероятно, ожидая военного сопровождения России

Танкер Marathon с прежним названием

Суда «теневого флота» России стали обходить опасные для себя зоны и избегать традиционных маршрутов, заявили журналистскому проекту All Exclusive в аналитической группе Starboard Maritime Intelligence.

В частности, суда теперь избегают прохода через Ла-Манш — уже месяц танкеры огибают Соединенное Королевство и идут со стороны Ирландии, рассказал All Exclusive аналитик Starboard Maritime Intelligence Марк Дуглас. Исключение — проход танкеров SELVA и SIERRA в конце июня через пролив, однако тогда их сопровождал военный корвет «Бойкий» типа «Стерегущий». Оба танкера находятся под санкциями Великобритании, SIERRA также в санкционном списке ЕС.

Сейчас же как минимум три судна — MARATHON, MA JIN и TIBURON — изменили маршруты.

  • MARATHON покинул Балтику с грузом нефти, обогнул Великобританию и направился в Средиземное море, избежав прохода через Ла-Манш и район WETREP — зоны, где танкеры обязаны передавать данные о местоположении. Как ранее сообщал The Insider, у судна нет регистрации. В июне танкер прошел в эстонских водах ночью, чтобы избежать задержания. Морское управление Дании заявляло, что связывалось с экипажем танкера, но «было введено в заблуждение экипажем судна», которое доложило, что у танкера флаговая принадлежность Коморских островов.
  • TIBURON повторил маршрут MARATHON, но сменил пункт назначения на Кольский полуостров. В какой-то момент судно отключило AIS (систему автоматической идентификации), что усложнило отслеживание. Марк Дуглас сообщил, что танкер был «бесфлаговым», однако сейчас получил регистрацию Сьерра-Леоне.
  • MA JIN уже больше недели дрейфует у западного входа в Ла-Манш, будто выжидая. По мнению аналитиков, возможно, судно рассчитывает на появление российского флота или на оформление под новым флагом. Судно передает сигнал о флаговой принадлежности к Панаме, однако действительно ли у него есть эта регистрация, пока неизвестно.
Траектория судна MA JIN — танкер неделю ходит зигзагами у входа в Ла-Манш
Траектория судна MA JIN — танкер неделю ходит зигзагами у входа в Ла-Манш
Скриншот: Starboard Maritime Intelligense

Кроме того, танкер SIERRA, который еще недавно пересекал Ла-Манш в сопровождении российского военного корабля, загрузился сырьем в Приморске и идет обратно. Сейчас он проходит Балтику, и пока что военного сопровождения у него нет.

При этом все больше танкеров «теневого флота» ходят без какой-либо регистрации. Ее отсутствие — повод для задержания и ареста судна, и больше всего Россия рискует в узком Балтийском море, которое всё поделено на исключительные экономические зоны прибрежных стран — Швеции, Германии, Польши, Литвы, Латвии, Дании и Эстонии. Однако попытки задержать такое судно пока что предприняли лишь Эстония и Германия.

В Департаменте транспорта Эстонии сообщили The Insider, что вмешательство за пределами территориальных вод стран — очень сложная задача: суда «теневого флота» часто зарегистрированы на офшорные компании, скрывающие настоящих владельцев, используют фальшивые или сомнительные флаги и перерегистрации, что затрудняет определение ответственности и мешает принятию прямых мер.

3 июля Датское морское управление заявило изданию TradeWinds, что проверка танкеров усложняется тем, что флаговые государства не отвечают на запросы. Именно поэтому не был задержан танкер MARATHON в середине июня, сообщили в ведомстве.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari