Расследования
Репортажи
Аналитика
  • 439
Новости

Yle: С начала войны в Россию в обход санкций ввезли авиационных запчастей не менее чем на €1 млрд

Фото: Shutterstock

Журналистское расследование финской телерадиокомпании Yle показало, что с февраля 2022 года в Россию попали авиационные детали на сумму не менее €1 млрд, несмотря на жесткие ограничения. Среди поставок — критически важные компоненты от крупнейших мировых производителей Airbus и Boeing, включая двигатели и системы, пригодные для военного использования.

Россия создала разветвленную сеть для обхода санкций, закупая запчасти через посреднические компании в третьих странах. Основными поставщиками стали ОАЭ, Габон, Китай и Турция. Анализ таможенных данных выявил около 4000 поставок с участием более 360 компаний по всему миру. Детали Airbus поступили на сумму не менее €600 млн, Boeing — почти на €400 млн.

Как объясняется в расследовании, такие масштабные закупки связаны с тем, что до войны Россия арендовала у западных лизинговых компаний около 500 самолетов, которые так и не вернула по требованию Запада. Фактически страна присвоила эти воздушные суда, хотя официально не признает это кражей. Теперь для их обслуживания требуются оригинальные западные запчасти.

Представители Airbus заявили Yle об отсутствии законного способа экспортировать самолеты, запчасти, документацию или услуги в Россию. Boeing также подтвердил приостановку поставок в РФ в начале 2022 года. Однако ни одна из компаний не объяснила, каким образом она предотвращает попадание своей продукции в Россию через посредников.

Эксперт в области авиации профессор Стивен Райт в материале Yle отмечает, что после распада СССР Россия утратила компетенции в производстве гражданских авиационных технологий, сосредоточившись на военной авиации. По его мнению, нехватка оригинальных запчастей уже сказывается на безопасности полетов в России — количество авиационных происшествий в стране растет с начала войны в Украине.

Ранее стало известно о заморозке проекта создания легкого многоцелевого турбовинтового самолета «Байкал», который должен был заменить устаревший кукурузник Ан-2 (его спроектировали еще в 1947 году и до сих пор активно используют в региональных перевозках, сельском хозяйстве, лесоохране и т. д.). По словам авиационного эксперта, с которым поговорил The Insider, причина заключается в том, что Россия до сих пор не может найти замену западному двигателю для него.

В феврале 2025 года The Guardian писал, что более сотни западных компаний, включая Boeing и Airbus, были задействованы в поставках авиационных запчастей через Индию, откуда детали направлялись в Россию в обход санкций.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari