
Жители Курской области, потерявшие свое жилье из-за боевых действий, не оформляют жилищные сертификаты, поскольку купить новый дом или квартиру на них практически невозможно, — а для их получения нужно отказаться от права собственности на старое жилье. Об этом The Insider рассказали жители Глушковского района.
«Люди по факту теряют свои средства на этом. Происходит это потому, что подача документов обычно затягивается: я подам заявление в первом квартале, мне деньги выплачивают во втором, но выплатят столько, сколько жилье стоило в первом квартале. А пока эти деньги до меня дойдут, цены на недвижимость вырастут, и я уже не смогу рассчитывать на ту жилплощадь, на которую рассчитывал.
Плюс, если у тебя был дом, а не квартира, как у большинства жителей приграничья, то эти сертификаты не покрывают различные пристройки, гаражи, сараи, летние кухни и т.д. Ну, и земля, которую забирают, но не выплачивают за нее деньги — тоже немаловажный аспект», — рассказал The Insider один из переселенцев.
Согласно постановлению правительства Курской области, регулирующему порядок выдачи сертификатов, сумма компенсации за утраченное жилье оценивается как произведение общей площади помещения и стоимости 1 м², определенной министерством строительства Курской области на момент включения дома или квартиры в списки утраченных. Согласно разъяснению, опубликованному на сайте госкомпании «ДОМ.РФ», в I квартале 2025 года стоимость норматива 1 м² для Курской области составляет 88 092 рубля. Во II квартале — 92 300 рублей. При этом, по данным сервиса «ДомКлик», медианная цена за квадратный метр в Курской области уже в январе 2025 года составляла больше 100 тысяч рублей.
Кроме того, использование сертификата сопряжено с рядом ограничений: например, на него нельзя купить или построить жилье, больше чем на 20% уступающее по площади утраченному, использовать сертификат надо в течение 12 месяцев с даты выдачи, если жилье покупается, и 36 месяцев — если строится с нуля (продлить срок его действия можно только на 60 дней в случае болезни или «обстоятельств непреодолимой силы»), на него нельзя приобрести, например, долю квартиры или дома, если после покупки жилья за счет сертификата остались деньги, их нельзя потратить, например, на ремонт — они просто возвращаются государству.
Также для получения сертификата закон требует отказаться от права собственности на прежнюю квартиру или земельный участок с домом — оно переходит муниципальному образованию, где было расположено это жилье. В случае, если получатель сертификата отказывается это сделать, документ могут отобрать через суд.
Необходимо отметить, что накануне врио губернатора Курской области Александр Хишнтейн объявил о завершении подготовки законопроекта о возвращении в собственность получателей жилищных сертификатов принадлежавших им ранее участков, однако до его принятия и вступления в законную силу явно пройдет еще немало времени. Сейчас, по официальным данным, в Курской области выдано 8 тысяч сертификатов.
Как писал ранее The Insider, даже те из переселенцев, кто решил всё же оформить жилищный сертификат на таких условиях, сталкиваются с бюрократическими трудностями: часть населенных пунктов, жители которых были вынуждены уехать, не попали в составленный властями список мест, население которых может получить жилищный сертификат без обследования их домов специальной комиссией. При этом комиссии на приграничные территории ехать отказываются из-за того, что там не безопасно находиться. Полный список населенных пунктов, жителям которых положена бескомиссионная выдача сертификатов, по словам жителей, составляется оперативным штабом региона и не публикуется в открытом доступе, несмотря на многократные просьбы. Кроме того, выдача сертификатов занимает значительно больше времени, чем предполагается по закону. Хотя территория Курской области фактически освобождена от ВСУ, жить в приграничных районах по-прежнему невозможно: там продолжаются обстрелы, продолжается разминирование, даже уцелевшие здания стоят без воды и света, и когда коммуникации будут восстановлены, — неизвестно.