
Правозащитницу Марию Чащилову депортируют из Латвии, сообщает «Новая газета Европа». Причиной спецслужбы Латвии заявляют то, что она представляет «угрозу безопасности» для страны.
По словам подруги Чащиловой журналистки Ирины Снеговской, несколько часов назад правозащитнице пришло письмо из миграционной службы. В нем было написано, что вид на жительство Чащиловой аннулирован, а она сама представляет «угрозу национальной безопасности» и подлежит депортации.
Юрист Андрей Вессерс в комментарии «Новой газете Европа» пояснил, что предложение покинуть страну в течение четырех часов «вполне законно» с точки зрения латвийского законодательства.
В конце января 2025 года издание «Важные истории» опубликовало расследование о Чащиловой. Журналисты заявили, что женщина сфальсифицировала свою биографию и годами работала в правозащитных организациях, имея доступ к данным о людях, преследуемых российскими властями.
По информации журналистов, Чащилова представлялась адвокатом и правозащитницей, говорила, что работала в проектах, связанных с защитой ЛГБТ-активистов, эвакуацией людей из Чечни, мониторингом нарушений прав человека и расследованием случаев сексуализированного насилия во время войны. Однако «Важные истории» заявляют, что ряд ключевых фактов из ее публичной биографии не соответствует действительности.
После выхода расследования «ОВД-Инфо», где ранее работала Чащилова, заявило, что рассталось с ней в декабре 2024 года после выявленных несоответствий в ее биографии. В то же время Движение сознательных отказчиков от военной службы (ДСО), куда она перешла, сообщило, что провело проверку и не выявило причин для недоверия к ней.
Сама Мария Чащилова в интервью «Важным историям» признала, что некоторые из ее заявлений не соответствуют действительности, однако объяснила это «неосторожностью» и «нежеланием признавать собственные ошибки».
Чащилова отреагировала на публикацию, заявив, что «не собирается занимать позицию жертвы». В посте в Facebook она отметила, что расследование «развязало травлю» в ее адрес и привело к увольнению, однако подчеркнула, что не остается без поддержки.