5 декабря Украина ввела санкции против 19 грузинских политических деятелей и сотрудников госаппарата: среди них основатель правящей партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили, премьер-министр страны Ираклий Кобахидзе, глава Службы госбезопасности Григол Лилуашвили, министр внутренних дел страны Вахтанг Гомелаури, мэр Тбилиси Каха Каладзе. Об этом в своем Telegram-канале объявил президент Украины Владимир Зеленский. «Это санкции против той части руководства, которая сдает Грузию Путину», — заявил он и призвал Европу и Америку сделать то же самое.
Директор южнокавказского представительства Фонда Фридриха Эберта Марсель Рётиг в разговоре с The Insider рассказал, что, вводя санкции против высокопоставленных грузинских чиновников и силовиков, Украина надеется ослабить влияние России в регионе. Ответа со стороны Грузии, по его мнению, ждать не приходится, поскольку это может спровоцировать новые протесты:
«Санкции означают запрет на въезд и обширные финансовые санкции для людей из списка. Кстати, у Украины уже есть санкции против Грузии: Georgian Airways не пускают в воздушное пространство Украины, потому что авиакомпания (снова) летает в Россию. Я не думаю, что у Иванишвили или кого-либо еще из списка еще есть активы в Украине. Но для Киева ослабление Иванишвили означает ослабление российского влияния на Южном Кавказе и, следовательно, на Чёрном море. В конечном итоге Украина хочет использовать эту меру, чтобы усилить давление на ЕС, чтобы тот последовал этому примеру.
Для Украины Грузия — очень эмоциональная тема, связи и симпатии между народами традиционно очень тесны. Правительство Грузии заявило, что не будет вводить контрсанкции. Говорят об односторонней дружбе. Симпатии к Украине среди грузинского населения настолько высоки, что правительство могло бы придать протестам дополнительный импульс, если оно предпримет конкретные шаги против Украины. По этой же причине я не ожидаю, что из-за этих санкций у украинских беженцев в Грузии возникнут какие-либо проблемы».
Ранее санкции против Иванишвили, Гомелаури и других высокопоставленных сотрудников грузинского МВД ввели Литва, Латвия и Эстония. За день до этого Маргус Цахна и глава МИД Латвии Байба Браже объявили, что три страны согласовали санкционные меры «против тех, кто подавлял законные протесты в Грузии». «Противникам демократии и прав человека не рады в наших странах», — говорится в заявлении.
Протесты в Грузии начались в конце октября после формальной победы правящей партии «Грузинская мечта» на парламентских выборах, прошедших со значительными нарушениями. 28 ноября премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе объявил, что откладывает переговоры о вступлении в ЕС до 2028 года, а страна отказывается от получения бюджетных грантов от Евросоюза. Речь, вероятно, идет о средствах, которые ЕС направлял на поддержку реформ в таких сферах, как рынок труда, социальная политика и образование. Это было сделано в ответ на отказ Европарламента признать результаты парламентских выборов в Грузии. После этого протесты усилились, полиция во время митинга у здания парламента задержала несколько десятков человек, при этом применялись слезоточивый газ и водометы.