
РПЦ и Роспатент подготовили законопроект о запрете регистрации товарных знаков с религиозной символикой или семантикой.
Как писал «Коммерсантъ», духовенство возмущают, в частности, названия вин «Душа монаха» и «Исповедь грешницы», сигарет «Saint George», а также товарные знаки «Кроткая монашка» и «Батюшка онлайн».
В Московском патриархате уточняют, что действие новых правил не будет распространяться на товарные знаки, зарегистрированные до вступления в силу нового закона. Однако, как отметил в разговоре с The Insider юрист Григорий Машанов, в будущем они все равно могут попасть под запрет.
«Как говорят сами авторы инициативы, на текущие товарные знаки это не должно распространяться. Однако это также может означать, что в будущем товарные знаки не смогут продлить свою охрану. Церковь сама по себе не может запретить использование товарных знаков, поэтому попросила разработать законопроект. Кто его будет вносить в Госдуму — мы не знаем, как не знаем и позиции правительства по этому вопросу. Как я понимаю, церковь не обладает интеллектуальными правами на образы святых, поэтому запретить их использовать она не может», — говорит Машанов.
Запрета на алкоголь в христианстве нет. Тем не менее, как сообщил The Insider религиовед Константин Михайлов, оберегать чувства верующих даже по незначительному поводу — общая тенденция законодательства последних лет. Кроме того, решение могло быть принято под влиянием второй по размеру религии в России — ислама, где алкоголь строго запрещен.
«Церковь не хочет, чтобы религиозные образы ассоциировались с сомнительными с моральной точки зрения занятиями, продуктами и всем с этим связанным. Понятно, что это требование мало отвечает духу современной культуры, которая часто обыгрывает все эти религиозные образы в постмодернистском стиле. Да и в массовой культуре религиозные практики и употребление алкоголя плотно связаны — вроде веселых пьяных монахов Дюма или католического монастыря Гранд-Шартрез, который производит шампанское. В православной традиции такой ассоциации нет, и, видимо, церковь хочет этого избежать. Кроме того, алкоголь строжайшим образом запрещен правилами ислама, а в России это вторая по размеру религия.
Идея о том, что церковные образы используются ненадлежащим образом, не новая. Одеяния священнослужителя, надетые на какой-нибудь карнавал в виде шутки, — это звучит уже давно, просто это пытаются вынести в юридически правовую сферу.
Эта идея отвечает некоторому общему духу законодательства последних лет, оберегающего чувства верующих от любых, даже самых незначительных покушений. Я не удивлюсь, если это решение будет принято, но не могу сказать, что оно необходимо и что оно задевает чувства верующих», — говорит Михайлов.
Законопроект также запрещает использовать религиозные коннотации для фирменного наименования коммерческих организаций.