Банк России с 1 января 2024 года сможет ограничивать на срок до шести месяцев операции отдельных участников финансового рынка либо запрещать проведение определенных сделок для всех игроков. Соответствующий законопроект принят в окончательном, третьем чтении. По мнению экономиста Игоря Липсица, эти меры могут понадобиться властям для стабилизации курса рубля в преддверии президентских выборов.
«Два дня назад у нас началось опасное разрушение валютного рынка России. Многие не обратили на это внимания, но экономисты с ужасом обнаружили, что Центробанку срочно дали специфические свойства и права — он теперь сможет выгонять с рынка любого участника валютных торгов», — пояснил Липсиц в интервью The Insider.
При этом ЦБ будет сам решать, какие именно сделки «создают угрозу» стабильности, — критерии для таких сделок в законопроекте не прописаны. Экономист предупреждает, что это начало разрушения валютного рынка, который страна с таким трудом создала и которым так гордились Центробанк и Минфин:
«Фактически это уже не рынок, а закрытый распределитель, куда пускают только своих. Властям нужно, чтобы до выборов президента курс был ниже 100 рублей, желательно — в районе 90. Насколько я понимаю, есть два типа угрожающих этому персонажей: импортеры, которым валюта нужна для закупки товаров, и коммерческие структуры, которые выводят валюту за рубеж. Первых сильно ограничивать нельзя — иначе будут пустые полки, чего президент тоже боится. Так что будут пытаться вычленять всех, кто не является прямым импортером товаров. Думаю, мы наблюдаем установление административных барьеров для вывоза капитала из России. Во всяком случае — до инаугурации президента России в марте 2024 года. После выборов курс будет уже не так важен. Наоборот, властям, скорее всего, придется “провалить” рубль, чтобы [рублевые] доходы бюджета оказались выше».
Решения, о которых идет речь, — существенно расширяющие права регулятора — были рассмотрены и приняты в экстренном порядке. Их «вмонтировали» в виде поправки в законопроект о порядке перевода пенсионных накоплений в долгосрочные сбережения.
По мнению Липсица, больше всего изменения коснутся работы импортеров, «которым нужна валюта для закупки товаров для магазинов, которых надо ограничивать, но несильно, а то будут пустые полки, чего президент боится еще больше; и коммерческие структуры, которые покупают валюту и выводят ее за рубеж»:
«Приток валюты в страну теперь не тот, что был прежде, так что правительство, похоже, решило пустить под нож и такой важный элемент рыночных процессов в стране, как валютный рынок. Так что — по меньшей мере, до марта, а там увидим — в России будет по факту жестко формируемый Центробанком курс рубля, и может начать развиваться “черный рынок” валюты».