Российские депутаты и чиновники накануне годовщины «частичной» мобилизации стали скопом обещать, что новой волны мобилизации не будет. При этом, пока одни успокаивают, другие, наоборот, требуют призывать как можно больше. Не называя это «мобилизацией».
15 сентября член комитета Госдумы по обороне, генерал-лейтенант Виктор Соболев заявил, что в России будут сокращать список болезней, при наличии которых нельзя служить в армии.
«То, что у нас в свое время были завышены требования к здоровью, — это 100%. С плоскостопием раньше служили, никаких проблем не было. Вот это в мою бытность было, когда в училище я шел, и так далее. Сейчас плоскостопие считается заболеванием, при котором человек не годен к военной службе. Это, безусловно, будет изменяться в сторону уменьшения таких заболеваний, которые совершенно не вредят исполнению служебных обязанностей».
О том, как и когда вернутся мобилизованные, власти вообще предпочитают не говорить. Заявление сделал лишь депутат Госдумы Андрей Картаполов. Он заявил, что мобилизованные вернутся с фронта только после окончания войны. «Они вернутся домой после завершения специальной военной операции. Ротация никакая не предусмотрена», — сказал Картаполов.
Мобилизованные сейчас, действительно, в роли крепостных — уйти они не могут. Как, впрочем, и контрактники, пояснил The Insider глава правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» Сергей Кривенко.
«Это законно в российском смысле — никаких законодательных ограничений нет. Увольнения и ротация мобилизованных российскими законами не предусмотрены, нужен указ Путина о демобилизации. У тех, кто ушел по контракту, шансов вернуться не больше — их сейчас не увольняют. П. 4 указа Путина от 21.09.2022 запретил все увольнения контрактников, кроме тюрьмы, ранений и выслуги лет (до 65 лет). В том-то и проблема, что военнослужащие сейчас как крепостные, не могут уйти из армии».
Ранее министр обороны РФ Сергей Шойгу утвердил список болезней, с которыми контрактники могут избежать отправки на фронт «в период мобилизации».