Исследование показало, что молодые мыши могут омолаживать пожилых через кровеносную систему. Оно поможет лучше понять старение — автор

Группа американских ученых провела эксперимент, который позволил доказать, что парабиоз старой и молодой мышей позволяет продлить жизнь первой. Для парабиоза были соединены кровеносные сосуды особей. В целом удалось выяснить, что старая особь в итоге жила на 6–9% дольше. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature Aging.

Соавтор исследования, профессор Медицинской школы Гарварда Вадим Гладышев рассказал The Insider о том, какие цели стояли перед исследователями, а также что собой представляет парабиоз мышей:

«Это исследование — попытка лучше понять процесс старения, что он собой представляет, как его можно замедлить и как можно частично омолодить организм. Для этого мы объединили кровеносные системы мышей разных возрастов так, чтобы кровь обменивалась между молодым и старым организмами в течение трех месяцев. Это достаточно долго для мышей, потому что мыши живут три года и эти три месяца для них — все равно что восемь лет жизни человека.
По окончании этих трех месяцев мы обнаружили, что старая мышь стала моложе, а молодая стала старше, — то есть они как бы приблизились друг к другу по возрасту. После этого мы разъединили их и дальше смотрели, что с ними происходит. Мы увидели, что старые мыши в этом эксперименте остались моложе, чем контрольные особи того же возраста. Иными словами, они не только омолодились, но и эффект омоложения не исчез через два месяца после разделения. Для определения возраста мы использовали эпигенетические часы старения — это такие биомаркеры, которые помогают определить биологический возраст организма, в отличие от хронологического, на основе анализа метилирования ДНК крови или органов.
Мы продолжили наблюдать и увидели, что продолжительность жизни омоложенных старых мышей тоже увеличилась. А в случае молодых мышей оказалось, что они после трех месяцев становятся старше, но потом возвращаются в свой возраст через два месяца.
Мы пока не понимаем, как это происходит на уровне молекулярных процессов. Существуют разные идеи на этот счет, и, по-видимому, дело не просто в том, что молодая кровь течет в старых мышах и как-то в итоге их омолаживает. Кровь состоит из клеток и из плазмы. Возможно, молодые клетки крови каким-то образом частично омолаживают старый организм. Возможно, дело в белках или метаболитах плазмы. Кроме того, у организма старой мыши с объединенной кровеносной системой есть доступ к органам молодой мыши. Печень и почки молодой мыши могут участвовать в детоксификации и удалении повреждений — то есть, вероятно, органы молодой мыши помогают старой.
Вообще же омолодить организм крайне сложно. Есть всего несколько примеров, когда это работает, и в основном этот процесс происходит на уровне клеток, а не всего организма. Поэтому реальное омоложение — это значительное достижение. Но не мы придумали парабиоз у мышей, его давно применяют, и уже давно известно, что в результате этого процесса функции мозга улучшаются, стволовые клетки становятся лучше, и есть другие описанные положительные эффекты. Однако именно уменьшение биологического возраста и повышение продолжительности жизни животного — это мы показали впервые».

Гладышев также рассказал, чем новое исследование в этой сфере отличается от предыдущих:

«В случае парабиоза обычно объединяют кровеносные системы на короткий срок — например, на один месяц, — и смотрят на какую-то одну функцию. Скажем, наблюдают за состоянием митохондрий или стволовых клеток либо за тем, как у мышей улучшается память. Отличие нашего исследования состоит в том, что мыши были подвержены парабиозу в течение трех месяцев, а потом были разъединены, наблюдались еще два месяца, а потом анализировались на продолжительность жизни, — этого раньше никто не делал. При этом мы наблюдали много пар, чтобы получить статистику. Такой эксперимент довольно сложно утвердить, потому что есть комиссия по этике, которая обеспокоена тем, чтобы животные не особенно страдали».

По словам Гладышева, омоложение человека за счет такой процедуры невозможно, но исследования в этой сфере в будущем могут открыть определенные возможности для этого:

«Весь эксперимент состоял в том, чтобы лучше понять общие принципы старения и омоложения. Если мы поймем эти принципы, то теоретически их можно будет применить для человека — например, можно было бы выращивать новые молодые органы и заменять ими старые. В любом случае здесь мы говорим о далеком будущем, а сейчас надо понять, какие механизмы в этом процессе главные».