Европейский союз включил Россию в «серый список» налоговых юрисдикций, который используется в качестве инструмента для борьбы с уклонением от уплаты налогов и отмыванием средств. В него попадают страны, политика которых способствует налоговым преступлениям. Как поясняли в ЕС, с Россией невозможно вести конструктивный диалог по вопросам, связанным с налогообложением, после начала войны. В разговоре с The Insider главный экономист консалтинговой компании ПФ «Капитал» Евгений Надоршин отметил, что россияне столкнуться с еще большими проблемами при открытии счета в банках ЕС. Но основная угроза в том, что даже при нормализации ситуации, ограничения могут действовать еще очень долго.
За изменением списка есть ряд формальных процедур, которые касаются взаимодействия, в том числе и с физическими лицами. Например, для открытия счета, скорее всего, потребуется больше документов, если вообще его будут открывать. Сейчас нет прямого запрета на открытие счетов и, возможно, в тех банках, где их будут открывать, граждане России столкнутся с еще более существенными сложностями с их открытием. Часть банков уже просто отказались взаимодействовать с россиянами с весны 2022 года, и в лучшую сторону ситуация поменяться, похоже, не успела.
Формальная процедура для граждан России будет предполагать более детальную проверку. Более тщательной проверке будут подлежать и экономические операции с юридическими лицами, например, при торговле со странами из «серого списка».
Любые операции с капиталом от физических и юридических лиц тоже будут требовать более детальной проверки, прежде всего, по части происхождения капитала. Но надо понимать, что в нынешних условиях уже есть значительно более жесткие ограничения, чем попадание в «серую зону», например, граждане и резиденты России не могут иметь счета, а соответственно и проводить операции, более чем на 100 тысяч евро. Откуда ты, кто ты, каково происхождение этих денег, какие документы ты готов предоставить — никто эти вопросы даже изучать не будет.
Многие банки ЕС воспринимают российских клиентов как токсичных, и просто не открывают россиянам счета. Более того, часть приложили значительные усилия, чтобы избавиться и от хотя бы части имеющихся.
Самое неприятное во всех этих формальных решениях то, что если неформальные могут достаточно быстро отойти на второй план при условной нормализации ситуации, то формальные могут не отменяться довольно долго. Как в свое время поправка Джексона — Вэника в США, которая десятилетиями висела. Вот так же и это может надолго задержаться.
В частности потому, что ЕС вовсе не един, и мы видим много разных интересов. По многим решениям нужны компромиссы, а поскольку экономическое взаимодействие с Россией затухает с разной степенью интенсивности, в зависимости от санкций или действий той или иной стороны, то в результате для возобновления отношений у ЕС может просто не остаться существенных экономических интересов. Основная угроза — это, скорее, среднесрочный и долгосрочный горизонт при условной нормализации ситуации. Для дня сегодняшнего, с учетом всей совокупности действующих с обеих сторон оформленных и неформальных ограничений, это, скорее, формальность.