Расследования
Репортажи
Аналитика
  • 1370
Новости

ЦСР: треть российских моногородов пострадала из-за санкций

Каждый третий российский моногород (поселение с одним ключевым предприятием) столкнулся с проблемами в результате антироссийских санкций. Об этом сообщает РБК со ссылкой на доклад Центра стратегических разработок (ЦСР) «Риски 2022: градообразующие организации и моногорода».

Эксперты отмечают, что в результате санкционного давления пострадали в общей сложности 134 градообразующих предприятия, на которых в общей сложности работает 551 тысяча человек. Около 38 предприятий столкнулись с косвенными проблемами, а около 50 смогли извлечь выгоду из сложившейся ситуации и адаптироваться к ограничениям. ЦСР утверждает, что моногорода пострадают от ограничений: большинству из них просто запрещено поставлять свою продукцию на зарубежные рынки, а поиск альтернативных заказчиков занимает время и деньги.

Все это неизбежно приведет к проблемам с оплатой труда работников, с расширением бизнеса и грозят масштабными увольнениями на местах. Сильнее всего от санкций пострадали предприятия лесной промышленности, металлургии и транспортного машиностроения. ЦСР отмечает, что близкая к критической ситуация наблюдается в 16 компаниях, в которых трудится около 182 тысяч человек.

Лесная промышленность столкнулась со сложностями поиска альтернативных рынков сбыта, так как ее основные мощности были ранее направлены на «недружественные страны». Металлурги столкнулись с аналогичными проблемами, вдобавок пострадав от сокращения спроса внутри страны из-за резкого снижения инвестиционной активности и чрезмерного укрепления рубля, что сделало российскую продукцию неконкурентоспособной за рубежом. ЦСР допускает, что из-за проблем некоторые металлургические предприятия и вовсе будут остановлены.

«Дальнейшее ухудшение ситуации в металлургии может повысить риски и негативно сказаться на динамике занятости и доходов населения в ряде крупных моногородов, таких как Магнитогорск, Челябинск, Новокузнецк, Каменск-Уральский», — говорится в исследовании.

Машиностроение столкнулось с дефицитом деталей, из-за чего крупные компании вынуждены резко сокращать производство и искать какие-то альтернативы поставкам. Все это сказывается на доходах рабочих, которые переходят на неполные рабочие недели, а то и вовсе уходят в простой. Яркий пример — Набережные Челны и расположенный в нем «КамАЗ», где из-за приостановки работы иностранного партнера на неполную рабочую неделю перешли 7,4 тысячи человек.

Аналогичные проблемы у вагоностроителей, которые после ухода зарубежных производителей подшипников столкнулись с дефицитом деталей и были вынуждены сократить производства. ЦСР отмечает, что из страны ушли все зарубежные игроки, при этом никакой замены иностранным компаниям нет — производство подшипников в стране не налажено. Из-за этого Уралвагонзавод (Нижний Тагил) и «Рузхиммаш» (Рузаевка) резко снизили объемы выпуска вагонов, а «Алтайвагон» (Новоалтайск) вынужден работать в режиме неполной занятости.

В общей сложности ЦСР относит к моногородам 321 поселение с градообразующими предприятиями. В таких поселениях живут около 12,7 млн человек, или 8,7% всего населения страны. Из них 70 предприятий приходится на сферу машиностроения, 64 — на добычу полезных ископаемых, 38 — на лесную промышленность, остальные — в других сферах.

«Основные негативные последствия для социально-экономического положения моногородов страны начнут проявляться в третьем и четвертом кварталах 2022 года. Они могут быть выражены в сокращении работников в наиболее пострадавших отраслях, снижении заработной платы, уменьшении выпуска продукции и закрытии предприятий, которые не найдут вариантов для адаптации в новых условиях», — говорится в исследовании.

Директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов заявил, что предприятия продолжат удерживать сотрудников за неполную зарплату на неполном рабочем дне и будут максимально долго оттягивать сокращения и закрытие предприятий. Однако это не решает проблем моногородов, а только увеличивает нагрузку на государство, которому придется тратить на них ресурсы дополнительно.

Из доклада также следует, что около 50 моногородов оказались в выигрышном положении и смогли оперативно адаптироваться к новым условиям. Бенефициаром санкций стали организации оборонно-промышленного комплекса, а также производители автокомпонентов — аналогов зарубежных деталей, на которые теперь наблюдается повышенный спрос. В качестве примера ЦСР привело завод «Освар» (Вязники), который нарастил поставки поставки фар отечественным автопроизводителям, даже невзирая на то что они сильно уступают по качествам иностранным аналогам.

Моногорода традиционно считаются «социально взрывоопасными» в периоды экономических кризисов. Наиболее известный случай с моногородами в России произошел в 2008 году, когда структуры компании Олега Дерипаски на время остановили работу Пикалевского глиноземного завода. Решение миллиардера вызвало перекрытие дороги и массовые митинги в городе, решать проблему в итоге пришлось тогдашнему премьер-министру Владимиру Путину, который самостоятельно прибыл в город и отчитал Дерипаску, после чего завод возобновил свою работу.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari